zucila1 писал(а):
Мирослава
В советском Союзе была издана книга Венецкого Рассказы о металлах где детельно и популярно объяснили почему эта глыба железа не ржавеет. При возможности отсканирую и вышлю на сайт
"Загадка древнего железа
Одна из самых любопытных достопримечательностей индийской столицы — знаменитая колонна, стоящая во дворе мечети Кувватуль-Ислам. Вот что писал о ней в своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру: «Древняя Индия добилась, очевидно, больших успехов в обработке железа. Близ Дели высится огромная железная колонна, ставящая в тупик современных ученых, которые не могут определить способ ее изготовления, предохранивший железо от окисления и других атмосферных явлений».
Колонна была воздвигнута в начале V века в честь могущественного царя Чандрагупты II. Первоначально ее установили на востоке страны перед одним из храмов, а в середине XI века царь Ананг Пола перевез ее в Дели. С тех пор и стоит она рядом с высоким минаретом Кутб-Минар, привлекая тысячи туристов и паломников из разных стран. По народному поверью, у того, кто прислонится к колонне спиной и сведет за ней руки, исполнится заветное желание. С давних времен стекались к ней толпы богомольцев, желавших получить свою толику счастья. Но стал ли кто-нибудь из них счастливым?...
Весит колонна около 6,5 тонны. Ее высота более 7 метров, диаметр от 42 сантиметров у основания и примерно до 30 сантиметров у верха. Изготовлена она из почти чистого железа (99,72%), чем многие и пытаются объяснить ее удивительное долголетие: ведь за прошедшие полтора тысячелетия железо могло бы превратиться в ржавую труху.
Как же смогли древние металлурги изготовить эту чудесную колонну, перед которой бессильно время?
Впрочем, некоторые писатели-фантасты склонны считать, что она создана на другой планете, а завез ее к нам на Землю экипаж космического звездолета в качестве дара земным собратьям по разуму. Вряд ли эта версия имеет право на жизнь, если даже допустить, что космические гости посещали нашу планету и им очень хотелось оставить нам что-либо на память, то они предпочли бы хотя бы из экономических соображений транспортировать по просторам Вселенной не многотонную колонну, а какой-нибудь более легкий и изящный сувенир.
Другая версия гласит, что колонна выкована хоть и на Земле, но тем не менее из небесного пришельца — железного метеорита, а метеоритное железо, как известно, практически не корродирует в обычных условиях. Но в таком случае в металле должен был бы в заметных количествах присутствовать никель — непременный спутник железа в метеоритном веществе. К тому же ученые выяснили уже, что колонна изготовлена из отдельных крупных железных криц, плотно сваренных друг с другом в кузнечном горне.
Многие исследователи склонны считать причиной столь уникальной стойкости колонны сухой климат здешних мест. Действительно, по данным метеорологов, примерно три четверти календарного времени влажность атмосферы в Дели невелика. Этот фактор, безусловно, играет немаловажную роль, что подтверждается хотя бы таким фактом: когда крохотные частицы металла колонны помещены в более влажную и, стало быть, более агрессивную в коррозионном смысле атмосферу (на морском побережье Индии, в Англии, промышленных районах Швеции), то железо, как ему и положено, довольно быстро покрывалось налетом ржавчины. Если учесть к тому же, что делийскую колонну, служившую предметом культа, веками поливали благовонными маслами, то шансы коррозии одолеть металл были и впрямь невелики.
Видимо, главным образом этими причинами и объясняется секрет делийской колонны, хотя не следует сбрасывать со счетов искусство древних индийских металлургов. Получить массивные крицы довольно чистого железа, умело проковать их, чтобы удалить шлаковые включения, и, наконец, сварить в цельный монолит — задача, прямо скажем, не из легких. Даже в наши дни такая технологическая операция была бы связана с немалыми трудностями. Не случайно в те далекие времена Индия на весь мир славилась своими железными и стальными изделиями, а у персов даже бытовала поговорка «В Индию сталь возить», которая по смыслу сходна с русской поговоркой «Ехать в Тулу со своим самоваром».
О высоком уровне индийской металлургии прошлого свидетельствует и такой факт. В XIII веке в Конараке, на побережье Бенгальского залива, был сооружен храм бога Солнца. Сооружение, веками подвергавшееся действию солевых ветров и морской влаги, давно превратилось в руины, но его железная арматура сохранилась в хорошем состоянии. Стало быть, еще много столетий назад индийские мастера железного дела умели защищать металл от коррозии."
С. И. ВЕНЕЦКИЙ.
http://archives.maillist.ru/17576/319514.html?rss=1
"В этой связи уместно напомнить о знаменитой железной колонне в Дели. Как известно, она создана индийскими металлургами в 415 году нашей эры в честь победы одного из императоров династии Гупта. Ее высота — 7,2 м, диаметр у основания — 420 мм и у вершины — 320 мм. Колонна стоит уже более 1500 лет, и следов коррозии (окисления) на ней не видно. Аналогичная колонна еще больших размеров, построенная в III веке, возвышается в индийском городе Дхар. Каких только догадок ни делали металлурги, чтобы объяснить необыкновенную атмосферостойкость железа, из которого сделаны индийские колонны! Высказывалось предположение, что колонны изготовлены из цельных кусков метеоритного железа. Известно, что оно хорошо сопротивляется коррозии. Но в метеоритном железе всегда находили никель, а в железе индийских колонн никеля не обнаружили. Тогда предположили, что колонна сделана из чистейшего железа, полученного на особом топливе. Действительно, содержание железа в делийской колонне — 99,72%, дхарской—гораздо меньше, но и она сотни лет не подвергается коррозии. Высказывалось мнение, что стойкость индийских железных колонн объясняется сухим и чистым воздухом местности, где они установлены. Другие исследователи утверждали, что в атмосфере когдато было повышенное содержание аммиака, которое в субтропическом климате Индии позволило получить на поверхности колонны защитный слой нитридов железа. Другими словами, колонны якобы азотированы самой природой. Известны и более оригинальные точки зрения: поскольку колонны считались священными, их обливали благовонными маслами, и поэтому они не ржавели. есть даже предположение, что на колонны испокон веков залезали голые индийские ребятишки, а позднее о них «терлись» туристы. Поэтому колонны постоянно смазывались кожным жиром! По-видимому, все гораздо проще. В индийских колоннах найдено немного меди и повышенное содержание фосфора. В железе делийской колонны его 0,114—0,180% а в дхарской еще больше — 0,280%. В обычном сварочном железе фосфора бывает не более 0,05 %, в то время как атмосферостойкая фосфористая сталь (читатель уже знает) содержит до 0,15 % фосфора. Уж очень близко содержание фосфора в индийских колоннах к содержанию его в современной атмосферостойкой стали. Не этим ли объясняется тот факт, что на поверхности колонн образовались устойчивые окисные пленки, предохраняющие железо от дальнейшей коррозии? Есть данные, что верхняя, не доступная человеку часть колонны имела бронзовый оттенок, благодаря чему некоторые наблюдатели принимали даже материал колонны за медный сплав. Другие говорят о синевато-коричневой или синевато-черной пленке окислов, покрывающих верх колонны. Таким образом, и окисные пленки по своему внешнему виду очень напоминают защитную оболочку атмосферостойкой стали "кор-тен".
В. Г. Белинский
http://www.bestbulat.ru/art32.htm