anskl писал(а):
Боги вообще не объясняют, зачем им нужно то или другое. Они просто требуют.
Вот я и пытаюсь понять их логику.
anskl писал(а):
И вычеркивать из общего списка приношений именно человеческие жертвы не вижу никаких оснований.
Ну а какие есть основания полагать, что они человечинкой баловались (в смысле сами ели)?
anskl писал(а):
Только если пытаться искать объяснение в сугубо материальных областях, на мой взгляд, результат будет нулевой. Надо уходить в область духовную. Конкретно: в энергетическое содержаний эмоций. Только там все особенности требований по процедурам умерщвления становятся логически связанными и обоснованными.
Вы про эмоции богов или людей?
О людях я еще могу представить, что им нравилось обливание кровью например, что они чувствовали удовлетворение при поедании поверженного врага, возможно даже что люди очень хотели съесть бога. Но мне кажется это слишком примитивно для богов. Даже мы с вами понимаем, что кровью поливать себя не надо и съедать друг друга для обретения силы - тоже. Боги не настолько примитивны и глупы, чтобы кайфовать от подобного. Напротив - они скорее прагматичны. А прагматика требовала сокращения поголовья.
Вобщем, если всё же что-то найдете еще в текстах, то приведите. Это было бы интересно.
Что касается Торы, то в ней: мы имеем прямое указание о принесении человеческих жертв "господу" наравне со скотом. Это первенцы Израиля с одной стороны, а также пленники с другой (напр. мадианитяне). Насчет пленников тут понятно. В условиях пустыни это лишние едоки (даже если они рабы). Есть в пустыне тоже что-то надо было, поэтому человечина тоже вполне годилась. Остается только вопрос с первенцами Израилевыми. Это более загадочно. Нафига, извиняюсь, этому богу именно первенцы? Причем, он подчеркивает: "мои они". На самом деле наиболее здравое объяснение конечно это то, что человеку предлагается жертвовать самым дорогим. Зачем? Таким образом бог хочет удостоверится в верности себе. Если первенца не отдал, значит не верен, значит сомневаешься, такие кадры не нужны. Это очень хорошо подтверждает эпизод с жертвой Авраамом Исаака. Богу было достаточно готовности принести такую жертву Авраамом. Если человек готов убить ради бога своего первенца, значит таким рабом можно управлять и вертет им как угодно. Создавалась армия "божьих рабов", готовых на всё что угодно, слепых "верующих", биороботов. Что касается Ханаана, то там евреи, как известно, приносили человеческие жертвы другим богам. И именно это не нравилось "Эль Шаддаю" (букв. с иврита - богу-хищнику, богу-насильнику), который объявил себя "Иеговой". Это божество повелевало приносить детишек только себе. Поэтому оно возмушается, но вовсе оно принципиально не выступает против самой практики.
Может быть такое объяснение выглядит правдоподобно?