Дети, брошенные в разном возрасте с опытом самостоятельного выживания:
Петер (? лет, 1724) Найден в окрестностях города Хэмелн.
Петер был брошен в лесу отцом, но через год сам вернулся в отцовский дом, и вновь выгнан мачехой. Был одет. Его ловили, но он сбегал. Хлеб не ел, питался растениями. Был доставлен ко двору Георга 1 и прожил среди людей 68 лет. Особенно настойчив его обучении был врач и писатель Джон Арбетнот. Он задумал втолковать дикарю "аглицкое наречие", дабы тот мог рассказать, что пережил за годы скитаний. Однако тот молчал, как животное. В конце концов, промучившись два месяца и не выдавив из "звероподобного существа" ни звука, врач бросил канитель. Король пожаловал бедному Питеру пенсию и определил жить среди крестьян, "на милом его сердцу лоне природы". Дикарь так и не научился говорить. Впрочем, он выказывал проблески разума и мог выполнять простейшие поручения, ежели у просивших доставало ума втолковать ему, что они хотят. Сам же он впрямь демонстрировал "исконную человеческую сущность": любил греться у огня, внимал, как завороженный, звукам музыки, но особенно радовался всякой возможности поесть.
Жан из Льежа. (21 год.) В течение 16 лет был лишен контактов с людьми. Ел только овощи, и развить его так и не удалось.
Гаспар из Нюренберга.(17 лет) Прожил в насильственной изоляции, питаясь только хлебом и водой. (Этот случай особый, поскольку полной депривации все же не наблюдалось.)
Смеется, пишет алфавит, расписывается (этому его обучил тот, кто приносил еду) Набор лексики ограничен 10 словами и двумя заучеными фразами. Уровень развития соответствует 3-х летнему ребенку. Жалуется на боли и плачет. Рисует, копирует литографии, добиваясь сходства. Все новое вызывает страх. Фобия по отношению к черному, зеленому, желтому (кроме золотого) цветам. Запахи не переносит (кроме хлеба и аниса). Поначалу присутствие магнита делало его больным, но через несколько месяцев это прошло. Хочет носить женскую одежду и наотрез отказывается быть мужчиной.
Он не мог поначалу правильно оценивать расстояние, воспринимать перспективу. Свет дня не переносил, не отождествлял с собой собственное отражение в зеркале.
Сон и реальность для него не различались. Слух был чрезвычайно тонок, научился говорить в первые же дни (поскольку навыки все же были заложены).
Инфинитив, использовал не морфемы, но семантемы. О себе говорил в 3 лице. «Я» усвоил с огромным трудом. Не воспринимал никаких конструкций - ни обращений, ни указаний, ни приказов. Ограниченная, но чрезвычайно полисемичная лексика: слово «гора» означает абсолютно все, что возвышается. Фраза организуется путем последовательного перечисления слов. (По всей видимости, он пользовался единицами мышления и речи, названными Л.С. Выготским «значением слова», которые он как бы нанизывал, не переходя к речевому мышлению.) Однако через три года все было наверстано, и он даже учился в лицее и учил латынь. Его даже показывали Фейербаху. Но радости от знания он не получал. Он страдал абулией (безволие), отсутствием эмоциональности, позитивного настроения.
Он вспомнил, что однажды заснул, выпив напиток опия, запах которого и возбудил в нем эти воспоминания. Он начал вспоминать, как приходил кормить его человек никогда не показывавший лицо, он же научил его рисовать, писать буквы и цифры.
Когда воспоминаний стало больше, Гаспар был убит при неизвестных обстоятельствах.
Виктор из Авейрона, (11-12 лет, 1799г.) Найден в лесу, без одежды, питался корнями и желудями. Обследовавшие его решили, что горло мальчика, по всей видимости, в детстве было перерезано.
Оказавшись в помещении, среди людей, сидел забившись в угол, монотонно раскачиваясь. Порывы ветра, проблески солнца сквозь облака вызывали взрыв смеха и конвульсивные движения, передающие радость. Иногда заламывал руки и закрывал кулаками глаза. Ночью он возбужденно просыпался и смотрел на лунный пейзаж.
К холоду был невосприимчив, а горящие головешки подбирал и не торопился кинуть в огонь. Вынимал руками горячий картофель. При этом на коже следов ожога не оставалось. Горячий душ или ванна его не расслабляли. Однако через некоторое время эта невосприимчивость пропала. Быстро понял, что одежда предохраняет от холода.
Сначала он никогда не плакал. Первый раз он заплакал. Когда сильно испугался высоты, будучи высунутым врачом Итаром в окно.
Обладал большой избирательностью в реакции на запахи, выделяя в основном только пищевые. (Когда, например, ему засунули в нос табак, он никак на это не реагировал). Различение и реакция на запахи возникли где-то через год - и вместе с этим у него появился насморк. Звуки он выделял также лишь те, которые имеют отношение к еде. Практически не реагировал даже на выстрелы.
Взгляд не фиксировался на предметах (был как бы расфокусирован), только через год он научился следить за предметами.
Не различал нарисованные и реальные предметы. Не умел открывать дверей. Не догадывался подставить что-нибудь, чтобы достать высоко лежащий предмет.
Он так и не сумел понять назначение игрушек, а чтобы ему их не навязывали, попросту их уничтожал.
Он пристрастился пить простую чистую воду и любил делать это, глядя в окно на природу. Предметы называл только при необходимости и, когда они были в пределах видимости.
Через год прекрасно понимал знаки. Если показывали пустой кувшин, то он шел наполнять его. В час прогулки он подходил к двери и подносил гувернантке все необходимые для сборов предметы и даже помогал одеваться. Научился есть ложкой из тарелки достаточно быстро, но иногда ел руками. Когда посетители ему надоедали, он начинал раздавать им их шляпы и трости. Если видел непричесанного человека, то приносил расческу.
Был зациклен на расстановке предметов по местам и даже вставал ночью, чтобы все повесить на свой гвоздик. Очень трудно ему было объяснить принцип систематизации предметов.
Развитие способностей стимулировали стрессовые ситуации и необходимость выполнения задач.
Поначалу реагировал только на звук О! (ударный в его имени Виктор) После О начал выделять А и т.д Он так и не научился произносить звук U. Из согласных научился произносить лишь три звука. Начал повторять звучание слов: Victor, lli (типа итальянского звука gli). О, Dii! (Dieu), lait «молоко» повторял часто, как считает Итар, без мотивации, однако молоко было его любимым продуктом. Так, чтобы получить молоко, Виктор скопировал составление из букв этого слова, но выложил его зеркально: TIAL. Выучившись складывать, он, идя в гости, клал буквы в карман, чтобы таким образом просить молоко. По мнению наблюдавшего его врача, все это больше напоминало условный рефлекс, когда раскладывание букв по порядку являлась лишь «образом» слова, а не знанием письма - при прикрывании надписи рукой, Виктор терял образ слова и подавал совершенно другой предмет. Через несколько занятий научился срисовывать знакомые слова. (Проводимые в последние десятилетия исследования показали, что даже высшие обезьяны, такие как капуцины, обучаются подражанию - вплоть до копирования начертания букв. А шимпанзе может складывать и гораздо более сложные сообщения.)
Поначалу одно название подходило ко всем предметам, относительно сходным (а иногда и не сходным) по форме (функция предмета значения не имела). В конце концов он ограничился небольшим количеством названий для всех предметов, объединенных по случайным признакам и лишь постепенно стал подходить к сходству по функциям (Так, не найдя нож, он принес бритву и начал резать хлеб). Быстро понял оппозицию «большой-маленький». Однако, несмотря на все тренировки органов речи, говорить он не стал. Дожил до 40 лет.
2001 год: случай в Херсонской области. Примерно с трех до шести лет маленькая Оксана жила в одной будке с сукой, благодаря которой и выжила. Как предполагают, девочку отец посчитал внебрачным ребенком, выгнал мать, а Оксану обрек на собачью жизнь. Но точные обстоятельства неизвестны. "Особаченную" бедняжку добрые люди вызволили из плена. Ее воспитывали сначала в местном детдоме, затем в одесском специнтернате. Девочка отстает от сверстников в психическом развитии, до сих пор не смогла полностью избавиться от собачьих повадок, ее с трудом удалось приучить к ложке и другим подобным мелочам. В отличие вышеперечисленных случаев, ребенком вряд ли индивидуально занимаются. А просто "наличие общества людей", исправить ситуацию не может.
|