sirin2009
Я по роду своей деятельности не могу делать полноценный анализ мифов и сказок, мои измышлизмы на данную тему будут достаточно дилетантскими.
Вот вы предполагаете, что данные мифы возникли именно там, где так или иначе наследили "боги", т.е. наследили они как минимум во всей Европе (Эдда, песнь о Нибелунгах, Король Артур, мифы Древней Греции), на Русской равнине (наши сказки), в Северной Африке (Египетские мифы) и на Ближнем Востоке (шумерские мифы, Библия). Т.е. наследили "боги" везде в Старом свете. Но ведь для того, чтобы явление закрепилось в народной памяти должен совпасть ещё ряд факторов, например наличие развитого языка и желательно письменности, а также достаточно большого количества народа в месте происхождения явления. А было ли так в Европе? Читала достаточно много матерьялов на тему, что группа славянских языков и ближневосточные языки восходят своими корнями именно к Индии и появились эти группы языков благодаря Великому переселению народов. Т.е распространения языка, а соответственно и мифов происходило примерно так: из Индии (предгорья) идёт постоянный поток людей, через территорию современных Афгани-, Таджико- и Туркмени станов, затем поток в районе Каспия расслаивается, часть идёт на Север через Астрахань к Черноморскому побережью и Европу (заселяет Русскую равнину в т.ч.), а часть народа идёт на Юг, через территории Современного Ирана, Ирака, т.е. в Междуречье и Синай.
Т.к. северная ветвь шла по малозаселённым (или вообще незаселённым) территориям, то она распространилась больше, чем южная ветвь, которая попав в густозаселённый район "золотого треугольника" плодородных рек, практически ассимилировала в местном населении. При этом выходцы из Индии, ясный пень, были носителями исходного языка и, возможно, мифов. Сохранить письменность, если она и была, при длительном кочевании практически невозможно, необходимо сохранять письменные источники, а в условиях постоянной мобильности надо быть налегке. Поэтому сохранялись только предания из уст в уста, что искажало первоисточник.
Что дальше происходит с северной ветвью? Она НЕ встречает на своём пути никаких развитых культур (кроме черного моря, где греческие колонии). Потихоньку все оседают на обширной территории от Кавказа до Северных морей и почти на тыщу лет выпадают из истории ВООБЩЕ, т.е. есть упоминания о скифах и сарматах, о гардарике, но вспомнят о племенах, заселяющих всю эту территорию, только после "призвания варягов". А что же было у них с языком и с письменостью? считается, что письменности не было и её нам привнесут Кирил и Мефодий. Но мне кажется, это не так. Скорее всего, праславяне наложили свой язык на имеющееся в регионе письмо, возможно это были руны. Со временем, если кто-то там и был, они ассимилировали с праславянами, у которых сохранялись в памяти мифы-первоисточники. Так и жили.Причерноморские "праславяне" положили звуки своего языка на греческий алфавит, откуда потом и будет "креативно" создана славянская письменность двумя братьями.
Южная ветвь, придя в регион с развитой культурой и письменностью (Египетская скоропись, греческое письмо, шумерское письмо) положили своё произношение также на имеющиеся в регионе языки (возможно, в этот же период произошла трансформация египетской скорописи с арабское письмо, уж больно похожи).
Ну а дальше идёт обрастание уже искаженных мифов местными особенностями, произношениями и пр.пр.
Думаю, многие сказки/мифы/легенды дай бог сохранили хотя бы зерно первоисточника, уж слишком много времени они были только в устной передаче.
Вот например в мифах о потоме есть единое зерно, обеъдиняющее все мифы - много воды. А сколько человек, как, при каких обстоятельствах спаслись - везде разные данные.
Точно также с коврами-самолётами, ступами, колесницами и пр.пр. - есть главная фича: нечто поднимает в воздух человека, а что - у каждого своё, на сколько хватит фантазии и памяти рассказчика.
Поэтому, "цивилизации Богов" вовсе не обязательно было проживать во всех регионах преданий, возможно они иногда посещали эти регионы, но основной сценой развития событий скорее всего была Индия (уж больно впечатлила меня Махабхарата
).
Кстати, насчет причудливости восприятия, приведу пример из ненцев. Вот эта песнь отражает то, как восприняли ненцы христианство. Действительно, задача объяснить неподготовленному человеку, что такое религия, это примерно, что малому ребёнку объяснить что такое время. А тпереь представьте себе, что мог выдумать человек, видя, например свечение над болотом или полярное сияние, или шаровую молнию (нормальные такие атмосферные явления). Такшта не стоит исключать и вариант бурной фантазиидревних людей с применениями лёгких галюциногенов.
Цитата:
http://dom-iz-vetra.livejournal.com/65219.html
Одноногий мужик и чудище.
Шаманское песнопение лесных ненцев
Жил одноногий мужик в сопке,
С ним жила его сестра, одноногоая девушка.
Однажды он вышел из сопки,
Смотрит по сторонам и говорит:
"Это я - самый сильный, самый почетный!
На южной стороне моей сопки-чума
Лежит много белых оленьих шкур
На восточной стороне сопки-чума
Лежат головы жертвенных оленей
Вот какой я почитаемый Бог!"
Сестра ему говорит:
"Помолчи, вдруг кто услышит, не говори так!"
Много раз одноногий мужик так хвастался,
Вдруг он услышал: что-то на землю упало.
Вышел смотреть - что же упало?
Видит: далеко в тундре какое-то чудище
Едет на четырех белых оленях.
Одноногий мужик говорит сестре:
"Я буду с ним драться, мериться силами"
Потом одноногий снова хвастался,
Вдруг что-то тяжелое упало на землю,
Видит мужик: на улице потемнело,
И идет к ним четырехголовое чудище.
Четыре головы чудища едут и беседуют между собой.
Когда подъехали блже, одноногий увидел,
Что волосы у них на голове кудрявые, лица белые,
Косы огромные, носы горбатые.
Слышно было, о чем они говорят:
"Что этот одноногий расхвастался?
Мы ему язык укоротим.
Если усмирить не сможем,
То войной пойдем против него.
Отец наш, Нум, велел утихомирить его",
Услышала эти слова сестра, воскликнула:
"Вот видишь, я же тебе говорила - на нас теперь войной идут!"
Одноногий отвечает сестре:
"Запрягай оленей и уезжай, если к вечеру не вернусь - езжай дальше"
Сестра уехала, а чудище подъехало
Начали они бороться.
Он один и нога у него одна,
Чудище тоже одно, но четыре головы...
В конце концов он поднял чудище над собой.
Одноногий победил, срубил все четыре головы,
Приехал к сестре очень гордый.
Но так повтрялось четыре раза,
И всякий раз к чудищу возвращались все четыре головы.
Здоровые и невридимые, они говорили:
"Я просто пошутил, давай бороться снова!"
И вот четрвертый раз пришло четырехголовое чудище и говорит:
"Одноногий мужик, мы же сказали, что везде тебя найдем!"
Сестра говорит мужику:
"Я вижу, тебе его не победить, придется мне самой с ним биться."
Отправила она брата, а сама трижды по семь дней
Двадцать один день она она боролась с чудищем.
К вечеру она поборола его, разрезала головы и растоптала их.
Брат говорит сестре:
"Мне кажется, он может опять вернуться, тогда нам не спастись"
"Мне кажется, он не вернется."
Одноногий говорит:
"Давай пойдем к русскому, на троне сидящему."
Они поехали и рассказали все.
Пока говорили - земля дрогнула.
Вышли они и видят: чудище к ним идет.
Отправил царь к нему своих воинов,
Те подъехали и замертво все упали.
Крикнуло чудище:
"Эй! Одноногий! Ты у русского защиты ищешь!
Думешь - у русского рука длинная?
Вот и смотри, какая она у него длинная!"
Русский, на троне сидящий, открыл псарню,
Собак своих на чудище выпустил, но и она все полегли.
Говорит царь:
"Раз солдаты и собаки нас не спасли,
Сиди, Одноногий, с сестрой.
Я пойду говориь с ним, по-хорошему дело уладить."
Пригласил на троне сидящий чудище в дом,
Но отказалось чудище:
"В доме твоем дух нечистый, в твоем доме Одноногий защиты искал."
Отвечает ему царь:
"Успокойся, чудище,
Предлагаю я тебе русским Богом стать,
Оставайся с нами здесь, Одноногий тоже не против,
Чтобы стал ты русским Богом!"
Стали четыре головы меж собой совещаться,
Согласились все же русским Богом стать:
"Будет по-твоему."
Царь приказал из золота ему жилище сделать,
Чистый дух чтобы был в нем.
Сделали работники золотую церковь.
Чудище Одноногого к себе подзывает:
"Подойди ко мне, Одноногий."
Чинно и важно подошел Одноногий мужик,
Говорит ему чудище:
"Не хотели обидеть тебя и погубить не хотели,
К порядку приучить хотели,
Не хвастал чтобы ты боле.
Теперь возращайся, быть тебе хозяином сопки
Богом будь людям, чтобы они поклонялись тебе."
А сестре твоей быть Богоматерью, хранительницей очага,
Оберегающей здоровье детей и женщин."
Сказало так чудище и ушло в свой новый дом.
Дом тот золотой церковью христианской стал.
Четыре головы чудища в крест превратились.
(пересказано со слов Пяк Александра Шотлявича,
стойбище лесных ненцев Халито Касамы.
Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа)
Блин, скока написАла. Добавлю лишь, что это всё моё ИМХО.