В.П. писал(а):
итог длительных дискуссий и консенсуса мирового ДНК-генеалогического сообщества.
Генрих писал(а):
как определяются исходные гаплотипы предков? По анализу ДНК останков? Или каким-то другим образом?
Насчет останков: мне-то как раз и казалось, что если уж описывать гаплотип, как принадлежащий определенному народу, то надо иметь обширную базу сведений, полученных в результате исследования останков. Но, насколько я знаю, не всякие останки пригодны для извлечения ДНК материала - проблемы с базой таких данных, по идее, должны быть. В указанной же базе данных (грандиозный коммерческий проект) есть только данные живых людей. При изучении отдельного народа (а статьи, которые я сейчас читаю, именно этому и посвящены) количество исследуемых падает - рассматривается, к примеру, 300 евреев из разных стран. Я не знаю, производят ли в Израиле определение гаплотипа по останкам. Пожалуй, если - нет, то это станет доказательством очень большой правоты ДНК-генеалогии в целом. Г-н Клесов так же выражает удивление в этих статьях, что в такой обширной базе нет ни одного израильского города (не постуало обращений). У меня это недоумения не вызывает. А вот консенсус...
Рассматривается гаплотип "Коэна" - (евр. "священник"). Берутся фамилии из базы данных, которые "созвучны" "коэну". Исследуются... То есть здесь речь идет об ономастике. И эта ономастика, в данном случае, густо замешана с политикой. Кто такие Коган, Каган, еще один Каган из Германии? Какое отношение имеет "коэн" к "кагану"? Тут возникает ситуация как в анекдоте: "Поехал на мотоцикле в хвост нашего самолета «Ан» посмотреть, что там, а там ваш «Боинг» в форточку залетел и кружится вокруг лампочки". В данном случае в роли «Боинга» выступают несколько мелких еврейских общин, в которые "залетел" великий хазарский каганат. У этих "коганов" оказывается гаплотип J. Возведение к "коэнам" поляка по фамилии Кохановский... Или я не верно понимаю смысл глагола "кохать"? Естественно у этого "коэна" оказался гаплотип вполне славянский. С учетом многоэтничности каганата, и принадлежности верхушки к одному этносу, встречаться будет как "еврейский" так и славянский и тюркский гаплотипы. Меня лишь смущает сам подход. По крайней мере, пока. Очень надеюсь к концу прочтения получить вывод, что искать еврейский гаплотип и израильские колена среди потомков хазар очень сложно, особенно, если учитывать все исторические факторы, включая и то, что еще в период до разрушения Первого Храма, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых... последующие пленения и войны, образования общин, этнически не принадлежащих к еврееям … То есть, жесткая обособленность родилась в еврейской традиции, только когда угроза не только этнической, но и культурной ассимиляции стала близкой реальностью...
Тема-то и впрямь интересная - ДНК-генеалогия. Если исследуемые заявляются по фамилиям и собственным идеям о происхождении, то здесь я смогла бы помочь в ономастике, по крайней мере, в части деления на наиболее и наименее вероятные группы изначально, чтобы Кохановские не попадали сразу в коэны, к примеру.
И еще хотелось бы, чтобы информация была несколько более развернутой. А если упоминается несходное мнение, то поскольку речь идет о науке, а не о религии, хотелось бы увидеть фамилии оппонентов, посмотреть, понять на каком основании они приходили к определенным выводам - это ведь будут не умствования профанов в данной области, а мнения ученых-коллег. Я уже не первый раз встречаюсь с такими фактами на страницах весьма подробного исследования: "Это, конечно, смешное недоразумение. За «канонический» арабский приняли гаплотип из евразийской гаплогруппы G2."
«Приняли» - это очень неясно. Сообщество? Группа из двух-трех ученых? Поэтому хотелось бы побольше узнать о мировом ДНК-генеалогическом сообществе. Возможно, я как-то не так ищу? Дайте, если можно, ссылку.
Ну, и, конечно же, мне удивительно … видеть в качестве опоры религиозный источник. К тому же некоторые регионы даже в недавней истории, не говоря уже об «исторических догмах», представляют «запущенный случай». Регионы, где не работает принцип - "однофамильцы хоть в чем-то, да родственники". Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан... Фамилии были заменены в 20-30е годы (борьба с клановостью, попытка из многонационального населения создать спаянное общество). Ввиду этой политики, начиная с учебников истории, вопрос происхождения народов и спорных с сопредельными странами территорий, замалчивался. Более того, эта тема в СССР была запретной, желающие могут изучить историю региона по архивам времен царизма. Следует ли при этом считать Алиевых по фамилии предполагаемыми потомками халифа Али? Я бы не удивилась, что у того мужчины, которому я помогала с архивными материалами оказались в роду греки по батюшке (в тех местах, откуда был родом его дед, знатно повоевала армия Македонского)… У человека и так был шок, как у правоверного мусульманина, который узнал, что он «кругом-бегом» от беглых зароастрийцев. (Кстати, весьма показательный случай – человек озадачился поиском для подтверждения прав на наследство в Иране – известила иранская сторона. Выяснилось: мать 50-50 от перса и кубанской казачки, отец чистокровный перс, а он – образованный человек и городской житель, нисколько не сомневался в своей турецкости. А от того, кто прекрасно был осведомлен и наделен родной фамилией – от деда, прошло с точки зрения истории – всего-ничего. Наследство, кстати, получил по подтверждениям российских архивов. Местные архивы закрыты для этого вопроса). То есть он оказался таким же турком «Махмудовым», как «Каган» коэном. Однако, (несмотря на недочитанность всего исследования) "гаплотип коэна", употребляется как термин….Отсюда и вопрос: можно ли считать такое название корректным, учитывая историю, или следует считать его условным? А «12 колен» и «Авраам родил…» - неким реверансом в сторону сложившегося мнения об общности происхождения евреев как народа? Термин "гаплотип кагана" я пока не встречала.
Вот такой вот круг общих вопросов. Тема и в самом деле «вкусная», наверное, можно разгадать загадки многих народов. И так ли уж нужна интерпретация по разным «коленам»?