Karlson писал(а):
Кстати, припоминаете известную палетку Нармера, там сплетенные головы зверей вполне напоминают львиные на змеиной шее.
Вообще, интересная культура этот суданский Мероэ
Очень даже интересная. Так же как и вопрос перенимания и сохранения изначальных традиций. Зачастую переферийная культура лучше (чище) сохраняет начальные традиции (или в результате изоляции, или в результате отделения. Оффтоп - по сути не оффтоп - накладные бороды египтян-фараонов и тфиллин (филактерий) с цитатами из Писания, привязанный ко лбу, возможно одного корня. По крайней мере, об этом свидетельствует место расположения - голова. Я попробую поискать нечто сходное, хотя ритуальные предметы так же как обереги, обычно носили привязанными или к шее или к поясу, что удобнее. Фото хорошее - переместите мысленно коробочку на подбородок... почти похоже получится.
Странность с бородой, на мой взгляд следующая - несмотря на её "сакральность" волосы на бороде предпочитали не отращивать. Возможно, египтяне так копировали некий съемный предмет неизвестного им назначения. Или ( в порядке чистой гипотезы) некие родоначальники культуры волос на лице не имели, но ради сближения с аборигенами слегка гримировались. Любая накладная борода рано или поздно отвалится
Обратите так же внимание на трапециевидную прическу и парики той же формы, которые в Египте не изменялись долгое время - они больше всего походят на головной убор, который худо-бедно копировали. Еще о бороде: она с очень длинной историей: через иудаизм в христианство она пришла как непременный атрибут священника - нечто такое, что нельзя стричь/брить...
"Змеешеие" львы с палетки (а она достаточно ранняя) возможно говорят об изначальном формировании традиции. Не хотела бы так сразу объединять местечко "Нага" и "Наг(а)" индийского, пока разбираюсь с вопросом - созвучие или все-таки культурное родство...
Вот, что еще удивляет в кушанском списке чудес:
«Храм львов» в Мероэ, посвященный львиноголовому богу войны и плодородия Апедемаку, по предположению Ф. Хинце, был разрушен какой-то внезапной катастрофой, поэтому при его реконструкции ученым пришлось прилаживать одну к другой многотонные каменные глыбы. Когда работы были закончены, перед ними предстало великолепное прямоугольное сооружение, почти сплошь покрытое рельефными изображениями и надписями На одном из рельефов бог Апедемак изображен с луком в руке, на веревке он ведет пленника".
Если бы речь шла о типичной катастрофе - землетрясение, то разрушенными оказались бы и другие постройки. Такая катастрофическая "избирательность" весьма подозрительна. Особенно, когда многотонные глыбы улетают на дальние расстояния.
Резевуар для воды (дождевой) тоже интересен. Датировка в 2,5 тысячи лет при этом кажется несколько "натянутой", поскольку указано, что резервуар существовал на случай осады... Эта территория входит в Сахель, опустынивание началось 4000 лет назад. Но похоже, резевуар не был единственным источником воды, а именно запасным. Весьма возможно, что муссоны как-то наполняют его, но при нынешнем климате таких источников воды должно быть множество.
Outsider писал(а):
Кто у кого "перетырил" плод коллективной фантазии - загадка...
Возможно, это просто распространение информации с последующим искажением. "Слух" о том, что в Индии жили псеглавые люди, был недалек от действительности, просто речь шла о павианах (а возможно об одном их виде - бабуинах, как самых крупных). К сожалению, древние способы передачи информации низводили любое сообщение до "сплетни" тем лучше, чем дальше было расстояние от источника во времени и пространстве - испорченный телефон.
maduser писал(а):
фото-ссылка на описание в музее. скульптура эпохи Рамзеса II (?) (1292-1186 до н.э.)
В принципе, начиная даже с официальной датировки сфинкса, 1000 с лишним лет для формирования образа с головой человека - срок более чем достаточный.
maduser писал(а):
не похоже на мужское лицо.
С канонами изображения все не просто - иногда пол определяется с трудом. Изображение женщины вполне возможно. Хатшепсут достоверно была женщиной, хотя ритуальную бороду была вынуждена "применять". Её портреты, так же как и сфинксы не всегда напоминают женщину (скорее мальчика, как и Ваш сфинкс), при этом, будучи достоверно "её" имеют разные лица - многие портретные изображения совершенно не похожи между собой. Но у всех поздних сфинксов, в отличие от изначального есть одно общее: у них нормальные пропорции голова/шея/туловище. А первый сфинкс на этом фоне выглядит с такой мелкой головой, как ошибка скульптора.