http://ises.iem.ac.ru/presentation/sazonova/
Результат столкновения космических тел с Землей: астроблемы и слагающие их горные породы – импактиты
Сазонова Л.В.
Космические тела (гигантские метеориты, обломки астероидов) соударяются с поверхностью планет с огромными скоростями. Средние скорости соударения c поверхностью Земли для современных астероидов оценены в 18 км/c. При относительно малых скоростях соударения метеоритов (3-5 км/c) в возникающих небольших по размеру ударных кратерах возможно обнаружения остатков метеоритного вещества. При больших скоростях соударения происходит взрыв. Кинетическая энергия метеорита для скорости 10 км/c составляет 12 ккал/г и 192 ккал/г для скорости 40 км/c. Таким образом, практически мгновенно тормозящийся крупный метеорит (время достижения максимальной величины сжатия достигается первыми миллиардными долями секунды - n· 10-9c) выделяет на единицу массы количество энергии во много раз большее, чем мощнейшие химические взрывчатые вещества. Выделяющаяся энергия по плотности превышает энергию кристаллических решеток метеоритных фаз (около 2 ккал/г), превращая вещество метеорита в состояние сильно сжатого газа. До полного разрушения метеорит успевает углубиться на величину несколько своих поперечников. Относительная глубина проникновения метеорита уменьшается с ростом его массы и скорости. От места торможения, где образуется растущая полость в породах мишени, расходится мощная ударная волна, фронт которой в первый момент имеет сферическую форму. Однако очень быстро эта форма искажается из-за неоднородности свойств пород мишени. Ударная волна сжатия вызывает нагрев вещества до нескольких десятков тысяч градусов за доли секунд. Ударное сжатие сменяется разряжением (разгрузкой), которое сопровождается механическим преобразованием породы, адиабатическим охлаждением вещества. Эти процессы происходят медленнее, чем рост давления и температуры. При этом давление в горных породах быстро возвращается к исходному, а температура - нет (рис.2.1).
Рис.2.1.Схематическое изображение изменения ударного давления (Р) и температуры (Т) во время импактного события (Фельдман, 1999).
Послеударная температура вещества оказывается очень высокой – до 15000oС. В центре взрыва (где породы нагреваются до многих тысяч градусов) вещество метеорита испаряется, далее располагается зона плавления вещества (при нагреве 1500oС и выше). Во внешних зонах (где температура не превышает сотен градусов) вещество испытывает только механические деформации и претерпевает диаплектовые фазовые превращения в твердом состоянии (рис.2.2).
Рис.2.2. Схема расположения зон ударного метаморфизма и плавления (Вальтер, 1977).
Продукты испарения, плавления, дробления вовлекаются ударной волной в центробежное движение – вверх, в стороны, за пределы кратера. После затухания ударной волны формирование астроблемы продолжается: падают выброшенные в атмосферу обломки (в воронку кратера и за его пределы), перемешиваются обломки и расплав, происходит остывание пород астроблем – импактитов.
Соотношение энергии соударения и диаметр кратера может быть оценен по формуле:
E=2.4•D3.4
Если на бильярдном столе поставить вплотную два шарика и ударить третьим, то он останавливается, а крайний с другой стороны движется практически с той же скоростью, что и ударяющий. Это плоский вариант модели Панамы, дающий оценку сверху на поведение абсолютно упругой нерушимой земной коры, целиком принимающей весь импульс.
А вот если средний шарик заменить сырым яйцом и повторить эксперимент, то результат будет существенно другим. Если не отклоняясь на букварные истины какую форму имеет импульс, оценить на основе имеющихся естественно научных аргументов возможность или невозможность сдвига Земной коры в относительно недавнем прошлом, то можно или окончательно закрыть треп о двух полюсах о допотопном и послепотопном или придать гипотезе серьезный фундамент, а также фундамент всем выводам основаным на мифологии.
Для начала вероятно надо освежить наличие недавних кратеров и их размеры,
Второе оценить размер тела способного образовать такой кратер.
Третье оценить остаточный импульс переданый коре
По модели Панамы оценить результирующий эффект
Сравнить с гипотезой Склярова
И подтвердить или отвергнуть ее.
Если к смене полюсов не приводит результат подумать какие причины могли всеже к таковым последствиям привести.