У меня тут идея родилась про НТР, психологию и поэтапное развитие человека. Но прежде скажу, что скптиком быть проще.
Идея ниже.
Еще не так давно людям казалось, что очень скоро изобретательный человеческий ум придумает все нужные приспособления и человек заживет счастливо.
Но оказалось, что не все так просто.
Большинство изобретений вместе с удобством несли и значительные побочные и разрушительные эффекты.
Так, например, телевизор приводит к тому, что у человека ослабляется воображение, заменяемое воображением режиссера. Мобильный телефон бесцеремонно вторгается в жизнь. Проблемы с вниманием, с концентрацией, нервные стрессы – стали оборотной стороной прогресса.
И человечество растерялось – что же нам несет прогресс – добро или зло?
Как выяснилось прогресс имеет две стороны, т.е. может созидать и калечить.
В Библии есть интересный символ: «Древо Познания Добра и Зла». Один из его аспектов, важный для нас – мы должны для каждого ресурса проанализировать его позитивные и негативные стороны, добро и зло. Чтобы каждый человек четко знал, какие аспекты ресурса – «сжигают», а какие – «исцеляют». Т.е. что в новом ресурсе добро, а что – зло.
Итак, у нас появилось первое прояснение. Человечество получает в свое распоряжение новые ресурсы. Умело и сознательно ими пользуясь, мы получаем новые возможности и прогресс. А защищаясь от опасностей, которые есть у этих ресурсов – мы спасаемся от «сгорания». И здесь мы уже можем «в первом чтении», по–новому, посмотреть на идею прогресса.
Человечество действительно получает все более важные технологии. И этот процесс заметно ускорился в последние годы.
Но мы должны быть СОЗНАТЕЛЬНЫМИ, чтобы отсеять побочные эффекты, идущие вместе с возможностями прогресса.
Здесь возникает ключевой вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Может возникнуть проблема субъективности критериев.
Есть анекдот как человек хотел отучить своего друга от пьянства. Он нашел валяющегося под забором в самом неприглядном виде пьяницу. И привел своего друга, чтобы показать ему эту картину. Человек думал, что это наглядно убедит друга в негативности пьянства. А друг вместо этого спросил: «А где этот человек взял такую выпивку? Я тоже такую хочу!»
Где же критерии?
Попробуем построить систему включающую в себя триаду важнейших зон развития человека – волю, сознание и характер.
И определимся с критериями, то есть то, что развивает вышеназванные качества – хорошо , а то –что приводит к деградации – плохо.
Также важным критерием является время, т.е. возраст человека. То, что может с пользой использовать взрослый, иногда может быть опасным для ребенка. Поэтому, мы должны учитывать возрастные особенности психики и характера человека.
Приведем один из негативных примеров в современном мире.
В Западном мире и не только родители все больше времени тратят на зарабатывание денег и все меньше времени уделяют своим детям. Чтобы дети им не «мешали», детей запускают в виртуальный мир Интернета. Родители, которым теперь не «мешает» ребенок – счастливы. Но чрезмерное сидение в виртуальном мире может атрофировать многие качества ребенка. И в итоге Америка, например, в последние годы импортирует студентов из слаборазвитых стран. Почему? Свои дети деградировали, а дети из бедных стран имели счастье не пострадать от «благ прогресса».
Поэтому необходимо стремиться, с одной стороны, оберегать неокрепший ум от разрушительных «техно–игрушек».(которые навязывают, калечат детям сознание) А, с другой стороны – разрешать другие игрушки, которые будут развивать ум, внимание, память, концентрацию, логику и воображение.
То есть у человека должен быть «управляющий центр», которому добровольно подчиняются все части тела. И КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ.
Объясню на примерах и символах.
Есть в русском языке выражение: «Без царя в голове». Обратное к нему будет – «С Царем в голове».
Согласно духовному пониманию, человек при своем взрослении проходит три этапа: "ребенка", "героя" и "царя".
Этап "ребенка" – тело командует сознанием.
В чем типичные проблемы этого этапа? Ребенок никогда добровольно не станет заниматься вещами, которые не приносят непосредственного удовольствия телу.
Хотя мы называем этот этап «ребенком», более точное название – инфантильный, многие взрослые остаются рабами своих телесных интересов, даже выйдя из детского возраста.
Второй этап – "геройский". Сознание получает силу, и начинает героически сражаться с телом. Пример: звонит будильник, тело хочет спать, сознание усилием воли «вытаскивает» сопротивляющееся тело из теплой постели.
На этом этапе сознание все чаще побеждает, но тело – в-основном, сопротивляется.
В этом случае сознание «зарабатывает звезды героя», но мы должны понимать, что значительная часть энергии сознания вместо работы уходит на преодоление сопротивления тела, через волю, т.е. с усилием.
Этот уровень гораздо выше детского, но еще далек от идеального.
Идеальным является третий уровень – "царский".
В этом случае сознание становится тем самым «Царем в голове». И тело не просто подчиняется, а с радостью и добровольно выполняет команды "царя".
И если сравнить различия "геройского" и "царского" уровней, то разница между ними в том, что "герой" тащит сопротивляющееся тело при помощи воли, а "царь" «смазывает процесс» – включает разум, так что сопротивление исчезает.
Одна из ключевых задач "царского" уровня – найти способ, чтобы тело само захотело служить сознанию. Мы должны «заинтересовать» тело, чтобы оно было с нами в «одной упряжке».
А как его достичь?
С помощью новых ресурсов.Существует два направления, направленные на решение нашей задачи.
Первый «фронт» – называемый медитацией. Здесь подразумевается технология управления сознанием.(Как многие уже говорили) В том числе и с помощью упражнений и практик. В этой сфере существует множество техник, как идущих из древности, так и вновь изобретенных.
А теперь второй вопрос, «как договориться с телом?», т.е. как научить тело «приобщаться» к духовным практикам.Эта тенденция тоже постепенно развивается. Телесно–ориентированные практики, йога– например, дают ключи по работе с телом. Самый эффективный подход – объединить медитативные практики с телесно–ориентированными. Как результат, тело начнет «ценить» заботу сознания о нем. И в результате тело из оппонента превратится в компаньона.
И тогда идея человека разумного, как "царя",в котором все добровольно и с удовольствием гармонирует – реализуется во внутреннем мире человека.
Напоследок несколько замечаний.
В работе с сознанием и телом также присутствуют не только возможности, но и опасности. Поэтому, необходимо объяснять «что такое хорошо, и что такое плохо» и в случае духовных практик.
Каждый должен ПОНЯТЬ, что идея человека-разумного несет ему лично. После этого всех заинтересованных можено объединить в социальные сети web 2.0, которые являются особо ярким примером новых технологий.
Интересно, что сейчас главная проблема современных web 2.0 социальных сетей это наличие объединенных в сеть людей и отсутствие содержания. Т.е. люди объединились, но вокруг чего – пока непонятно. В нашем случае мы видим, что такое будет web 3.0 – она должна стать социальной сетью, объединенной новым человекоориентированным контентом (содержанием), т.е. возможностью доступа к передовым знаниям о развитии себя(в понимании "царя") с целью применять их в своей жизни.
В качестве практического воплощения можно создать сайт в социальной сети, в котором выставлять на обозрение заинтересованных сторон:
А) человекоориентированные технологии и дружественные медитативные практики;
Б) знания о их возможностях и опасностях;
В) возможность объединяться и создавать группы единомышленников;
Г) давать пользователям доступ к ресурсу от разработчиков, а разработчикам новых технологий, вписывающихся в новую парадигму – получить доступ к аудитории;
Д) объединив разум и творческий потенциал пользователей вокруг этой идеи – создать кумулятивный эффект, в результате которого скорость продвижения к цели и эффективность процессов духовного роста возрастет.
И мы удостоимся при своей жизни «пожать плоды» человекоориентированного, человеколюбивого процесса – в самом позитивном их смысле.(Т.е. то, о чем более 2000 лет назад пытался нам поведать Христос.)
|