Можно я подниму такую интересную тему?
Что-то я все никак не могу красиво и чинно разложить по полкам эту стелу. Как-то не укладывается все. Подозреваю, что я туплю, но меня тоже интересует этот вопрос:
kavalet писал(а):
А вопрос можно с места?
Есть пирамида. Есть хозяйка пирамиды. Есть храмик хозяйки.
Хуфу его реставрирует, строит себе и дочери маленькие пирамидки рядом.
Что тут не так?
oleg потер свои посты, к сожалению, и прочитать ответ так и не удалось.
Всматриваясь в эту фотографию
или в эту
вроде как заметно, что G1c сдвинута немного назад, относительно двух других спутниц, складывается впечатление, что храм Исиды(или что-то другое) уже был до постройки пирамиды Хенутсен, и чтобы ее поместить - пришлось немного подвинуться. Жаль я в упор не помню как там и что по месту, не обращал внимания, нужно будет полазить еще там внимательно. Вполне возможно, что там не два и не три этапа постройки
Вот что нашел по поводу "сдвигов пирамид" на
http://www.egyptology.ru/sites/Giza.htm, там в свою очередь текст взят с
http://www.gizapyramids.orgЦитата:
Геродот (II, 124) говорил, что в средней пирамиде была похоронена одна из дочерей фараона. Расположенный возле южной пирамиды заупокойный храм, который в эпоху XXI династии был переделан в молельню Исиды, содержал надпись с именем жены Хеопса, Хенутсен. Эта надпись представляет собой копию более древнего текста. На этом основании южная пирамида считается местом захоронения этой царицы. Третья, северная пирамида была построена, по-видимому, позже других: об этом свидетельствуют следы начальной стадии работ по прокладке подземного коридора на востоке. Возле ее северного входа находилась траншея для солнечной барки.
Я так и не нашел кто и в какой пирамиде был похоронен. Все на уровне слухов и найденных ваз с именами. Сколько дочерей(читай жен или кого там) было у Хуфу? Строил сначала одно, потом втискивал еще что-то рядышком? Почему одним пирамиды и рядышком, другим(сыну, например) мастабы где-то дальше на плато? Закрадывается подозрение, что хоронились где только можно было поместиться, а не где захотели. И вкривь и вкось.
И далее
Цитата:
Нельзя с точностью установить, как на самом деле использовались «пирамиды цариц», особенно после того, как возле северо-восточного угла северной пирамиды американская экспедиция обнаружила колодец, ведущий к горбнице матери Хеопса, царицы Хетепхерес, где сохранилась погребальная обстановка. Исследователи допускают, что первоначально она была похоронена в Дахшуре в небольшой пирамиде рядом с гробницей своего супруга, фараона Снофру. Но ее сын Хеопс, встревоженный угрозой разграбления материнской пирамиды, приказал перенести ее останки и всю обстановку в место захоронения, укрытое от посторонних глаз, неподалеку от собственной пирамиды. Некоторые ученые полагают, что именно новое погребение Хетепхерес стало причиной смещения северной пирамиды к западу. Это не очень убедительно, учитывая очевидную расстановку трех пирамид-спутников в один ряд.
Какой мрак. Вроде смещена южная пирамида, а здесь еще сдвинута и северная. Или я не правильно смотрю? Там храм Исиды строили при 18-й династии, а достаивали при 26-й, там храм уже был и его перестраивали в молельню Исиды, сдвинули пирамиду потому что уже были вырыти ямы под лодки, но лодок там не было, а были они в других ямах...где же правда? Да и снова, основание для определения чья пирамида - наличие погребальной обстановки или чего-то с именем. Кстати, дальше там по тексту есть еще куча инфы о том, как в процессе постройки пирамид по три(!!!) раза меняли план постройки и помещали камеры то там, то сям.
В pdf'е который написал
oleg(оргомное спасибо Вам
oleg, за данный труд и проделанную работу) по инв. стеле есть фото, где
Цитата:
На переднем плане справа
часть разрезанной храмом Исис мастабы Хуфухафа, сына Хуфу.
Если храм Исиды строили после Хуфу, то неужели так неуважали могилу сына самого Хуфу, что разрезали своим храмом (пусть даже храмом самой Исиды) его место погребения? А потом еще позже взяли да и отстроили этот храм, чтобы восславить Хуфу, снова обойдя вниманием могилу его сына? Как-то не сростается.
Дальше по Хенутсен
Цитата:
Хенутсен, имя характерное для Древнего Царства, не появляется как имя члена царской семьи ни в одном документе Саисского периода. Может быть, в это время имя почёрпнуто из (древних) надписей, чтобы соответствовать колориту стелы Древнего Царства?
Откуда уверенность в том, что это имя имеет какое-то отношение к Хуфу? И почему имя? Из Геродота только? Насколько я понял о вермени 4-й династии так мало данных, что хочется плакать, нету ни одного изображения уврененного Хуфу, но не смотря на это легко расписывают его сыновей-дочерей-жен по пирамидам и мастабам, да еще и с именами...
Чуть раньше в этом же тексте:
Цитата:
когда копия создавалась, она обычно переписывалась в соответствии со вкусами,
существовавшими на день копирования. Но мы не находим ничего подобного сказанному в этом случае.
Т.е. когда переписывали старый документ - то делали это по вкусу нового времени, а вот имя Хенутсен взяли из прошлых вкусов, чтобы соответствовать колориту древности. То соответствуют, то нет. Неубедительно.
Большая часть текста о Сфинксе поедена лакунами и прочитать ее внятно нельзя. А жаль. Но все же вывод сделан о том, что был всего лишь ремонт. Из невнятного текста. Вероятно из этого
Цитата:
Надписи храма Хармахиса принесены, чтобы производить учет принесены, чтобы делать список этих
божественных слов(?) большого ... свое изображение, вся поверхность покрыта надписями… он сделал … которое
из камня позолоченное семи локтей … в теменосе Хармахиса в соответствии с этой моделью, которая вырезана …
все пожертвованные животные … Он накрывает на стол приношений для ваз … Он может продолжиться (бис).
Он может быть живым вечно и навсегда. лицо повернуто к востоку.
Еще далее, георгафическое описание плато в то время:
Цитата:
Интересна часть краткого текста Стелы являющаяся топографическим описанием, точно позиционирующим точки
священного места: храм Исис - около храма Хуруна, который, должно быть, был связан с ним дорогой, проложенной
по склону, разделявшему их, и на северо-запад от храма Осириса Расэтау. Те же топографические привязки
повторены в обратном порядке в описании теменоса Хуруна-Хармахиса, который лежит к югу от храма Исис и к
северу от храма Осириса. Таким образом, изображен пейзаж Гизы при 26 династии: храм Исис - у подножья
пирамиды Хеопса, Сфинкс - ниже и дальше к юго-западу, а где возделанная земля встречается с пустыней – храм
Осириса.
Храм Исиды у подножья пирамиды Хеопса, но ведь в описании сказано:храм Исис - около храма Хуруна. если принять за храм Исиды БП - описание тоже ведь сходится? Правда тогда не получится вывода о том, что Храм Исис у подножья БП.
Цитата:
Теменос Хуруна-Хоремахета - на юге от дома Исис, (2) хозяйки Пирамид, на севере от Осириса, господина
Расэтау (плоскогорья Гиза).
...описывается расположение храмов зоны в следующем виде: на восток от
пирамиды Henutsen, - храм Isis, на юге – бывшее уже тогда в руинах святилище Horon-Harmahis-а (вероятно, тоже
перестроенный в саитскую эпоху), и оба - на севере от некрополя. В настоящее время неизвестно место размещения
храма Хуруна, хотя, может быть, станут говорить о Храме Большого Сфинкса.
Но ведь в описании снова говорится что теменос Хуруна-Хоремахета(вроде Сфинкс?) находится на юге от храма Исиды, но ведь он находится на юге и от БП. Похоже на то, что просто сделаны нужные выводы.
Это я так туплю или на самом деле столько неоднозначных мест в тексте?
Кроме того, по поводу перевода текста споры еще так и не улеглись, похоже что каждый из переводчиков остался при своем мнении, в любом варианте перевода и его обоснования присутствуют какие-то абстрактные размышления. Но ясности это не добавляет. Да и как верно подмечено Шмаковым Т. в документе
oleg'а, имя Исиды так с двумя знаками хлеба после трона никогда не писалось, я порылся по сети - действительно всюду приводится с одним значком хлеба, и еще с яичком снизу, обозначающим женский род. Можно конечно предположить, что написание изменено в период изобретения титула Хозяйки всех пирамид, но тогда в копилке допущений будет больше монеток. Их и так уже много.
Гляда на все это со стороны, складывается впечатление, что более-менее устаканенная версия есть на самом деле не более чем версия. Потому что нет тяжеловесных аргументов. Да, она выглядит вполне логично, но не может пока быть единственной. Жаль, не помню где я встречал цитату из С. Хассана о Сфинксе кажется: пока не будет найдено никаких точных данных - ничего нельзя сказать точно. Не дословно, но где-то рядом, мол пока вот так, а там посмотрим. И никаких заявлений, просто версия. Та же похоже ситуация и со стелой.
И всячески отбиваясь руками и ногами от конспирологии, позволю себе такую наглость, спросить: а почему вдруг стела пропала из Каирского музея? Не так много артефактов, на которые можно простому смертному взглянуть и воочию увидеть бы имя Хуфу, начертаное рукой древнего мастера. Почему ее убрали? Малую историческую ценность представляет? В плохом состоянии? Причина-то какая-то есть. Ладно с ним с музеем, в интернете фотографию днем с огнем и с гуглем не сыщешь, инфа о ней - та же беда. А ведь на самом деле, если отвлечься от альтернатив, она - самое что ни на есть доказательство того, что Хуфу был, строил БП, его восхваляли потом за это. Имхо, если бы ситуация со стелой была однозначной - ее бы выставляли наперед и тыкали в лицо всем неверующим как неопровержимое доказательство своей правоты. А раз прячут - очень вероятно что что-то не так. По крайней мере факт ее отсутствия наводит на такие размышления. Ох, сожрут ее в закромах лакуны совсем...