У всех аборигенов Тихоокеанского побережья существует легеда о Птице Грома, которая взлетала с Большой Рыбы. Её полёт сопровождался громом грозы и вызывал лесные пожары.Вот как изображали Птицу Грома индейцы племени квакиутл (фото 1880-х годов, Вашингтон, Смитсоновский институт. Взято из энциклопедии народов и религий мира):
А вот как описывает встречу с пилотами некоего "летающего амбара", возвращающегося на свою родину - Белую землю, нивхский фольклор (записано Б.Пилсудским в 1904 году, опубликовано впервые в 1995 году в "Краеведческом бюллетене" - сахалинском научном издании):
"Этот амбар у озера с жемчужной водой опустился, ударился, приподнялся, у вешалов для юколы остановился.
...сверху большой вихрь, десять вихрей спустилось, солнце смело. Тело солнца превратилось в летающего медведя, над дымоходом жилища. к которому прилетел."
Когда нивх зашёл в этот "амбар", то увидел:
"... человек в одежде из зверинной железной шкуры, в обуви из железной кожи, в шапке с завязками железной."
Поскольку нивх зашёл туда с саблей,
"... человек трёхзубую саблю со стены снял, ещё что-то схватил..."
и в нивха бросил, отчего того парализовало:
" ... живым только выше подмышек остался."
В этом рассказе (никак язык не поворачивается назвать его легендой) ещё много деталей, для описания которых у нивхов явно не зватает словарного запаса. На "летающем медведе" храбрый нивх даже прокатился. Те, кого забрасывали вертолётом в глухие места, на неподготовленные посадочные площадки, увидят здесь детали, которых никакой нивх из головы взять не сможет - например, зависание "летающего медведя", мягкую посадку "летающего амбара" и т.д.
А вот одна из культовых алеутских масок из атласа Г.А.Сарычева (1802 - !!! - год):
Ни во времена Пилсудского, ни, тем более, Сарычева современных им прототипов описанных устройств, рисунков, масок, одежды и их описаний, больше похожих на гермошлемы и скафандры высотных пилотов, не было.