Не знаю, новое это, или уже была такая мысль...
Вот есть известная гипотеза (Кристофера Данна, если не ошибаюсь), о том, что пирамида - преобразователь энергии. В целом к гипотезе есть масса вопросов, но вот что не вызывает сомнения - это специфические акустические эффекты в Великой Пирамиде. Оказывается, что практически
все культовые сооружения, начиная от каменного века и до 19 века, обладают специальной архитектурой, создающей такие эффекты. Из официально признанного:
- Стоунхендж плюс ряд аналогичных мегалитических сооружений;
- Дольмены;
- Пирамида Кукулкан в Чичен-Итце и несколько аналогичных пирамид;
- "Поля для игры в футбол" в Чичен-Итце и аналогичные;
- Коллизей и аналогичные конструкции в Древней Греции/Риме
- Храм Неба в Бейджинге - древний Китай
- Собор Святого Павла в Лондоне
- Капитолий в США
Я предлагаю расширить гипотезу Данна. Культовые постройки, независимо от времени их создания, строятся в соответствии с универсальными принципами, важнейшей частью которых является создание специальных акустических эффектов.
Если говорить о древнем Египте, то специфическая планировка внутренних камер и проходов пирамид и храмовых комплексов предназначена в первую очередь для накопления, усиления и передачи звуковых (инфразвуковых) колебаний необходимых частот и гармоник.
Древнегреческая архитектура выглядит как упрощенная египетская - те же колонны и храмы, только гораздо более типовые. Плюс такое новое слово, как амфитеатр.
В классической "христианской" архитектуре остались те же колонны и портики, плюс добавились купола и полукруглые ниши. То ли технология наконец-то позволила такие эффективные резонаторы строить, то ли такие эффекты нужно было получить.
Гипотеза может объяснить такое явно общее место во всех религиях, как жесткую связь ритуалов с храмами (или другими культовыми сооружениями). Люди здесь были необходимым источником акустических колебаний. Так же гипотеза может объяснить похожесть элементов архитектур несвязанных культур, например, Индии и христианской Европы, майя и египтян.
Как говорил Гете, архитектура - это застывшая музыка. Оказывается, его слова надо понимать не образно, а буквально...
Акустический смысл некоторых элементов аритектуры:
- периодические "наросты" (колонны, вмурованные в стену) - эффективное рассеяние отраженного звука с длиной волны, в 2-5 раз превышающей расстояние между центрами "наростов"
http://www.cifrovik.ru/publish/open_article/5990;
- аналогично, колоннада - дифракционная решетка для рассеяния звука в горизонтальной плоскости;
- узкая и высокая дверь - аналогично (
http://www.krugosvet.ru/articles/23/1002314/1002314a6.htm)