Как говорится, всякая инициатива должна быть наказуема. Поэтому придется начинать самому
Не столько для обсуждения, сколько для затравки...
Я опускаю далее внешние обстоятельства и детали техник, использованных для получения информации (в тех случаях, когда я к этому прибегал). Оставляю лишь субъективный результат.
Теотиуакан
В целом: ощущение целого каскада пластов различных времен, заброшенного в плачевном состоянии и прикрытого рекламными щитами.
На вершине пирамиды Луны. По местным (или туристическим - ?) поверьям, должно быть снятие "негативной" энергии, ее отток. В реальности - небольшая тяжесть и неуютное состояние (которое, впрочем, вполне может быть связано с тем, что реставраторы специально вделали массу торчащих вверх камней, мешающих нормально присесть).
На вершине пирамиды Солнца. По тем же поверьям, должен быть приток "положительной" энергии. В реальности - ощущение достижения, завершенности. Наиболее подошли бы слова "все в жизни сделано, спешить уже никуда и ни зачем не надо" (хотя в действительности, впереди еще было более половины съемочного дня и масса работы). На преодоление интервала между осознанием необходимости дальнейшего пути и моментом начала движения вниз потребовались определенные усилия.
Храм и пирамида Кетцалькоатля - максимальный пик ощущения бутафорства и рекламных щитов "потемкинской деревни".
Слюдяной храм. Нерациональность и бессмысленность конструкции (на уровне разума) дополняется (не сильным) ощущением прикосновения к знанию, за пределами современного.
Паленке
Мощное ощущения сильнейшего переплетения нераскрытых тайн. Тайн перелопаченных временем, индейцами и археологами. Но тайн зовущих к тому, чтобы их раскрыли. Тайн многообещающих и манящих вернуться с чувством, с толком, с расстановкой...
Чолула
Внутри, в коридорах пирамиды абсолютно никакого ощущения всей огромной массы над тобой. Гнетут и давят лишь толпы туристов в узком пространстве. Они тут - абсолютно чужеродный элемент. Без них спокойно и даже в чем-то уютно. Абсолютная уверенность в том, что археологи не имеют никакого отношения к созданию коридоров (как в том уверияют гиды). Это все колоссально древнее официальных дат. И эта вся система - совсем не спроста. Хочется пробраться и вверх, и вниз - снедает охотничий азарт, но мешают и раздражают решетки, все перекрывающие. Не будь решеток, я бы пожил тут с недельку...
Снаружи - полный хаос, хаос различных времен, который как штукатуркой закрывает древнюю тайну. Вот там - под это штукатуркой - явно есть очень четкая система, созданная со вполне определенными целями.
Вид на город сверху: все буквально утопает в церквях. По преданию, испанцы пообещали на месте каждого разрушенного индейского храма выстроить церковь. Две мысли: первая - это ж как надо было нагрешить, чтобы так отмаливать; вторая - место мощнейшей силы, которое нутром чувствовали индейцы и чувствуют ныне церковники... Чувствуют и черпают нахаляву...
Ольмекская зона.Даже "алтари", оставшиеся на своих местах, - полная ярко выраженная пустышка. Никакой энергетики. Просто провал какой-то.
Ну жили тут люди, ну и что?.. Где они только не жили, и как они только не чудили...
Ушмаль
Пирамида карлика хоть на вид и подавляет, но вблизи - абсолютно безобидная нейтральная конструкция. Если что-то и есть, то как в матрешке - очень глубоко-глубоко внутри слоев, выстроенных индейцами.
Дворцы правителя и губернатора - просто скучная бытовуха.
На вершине южной пирамиды ощущение экстатического взлета и кайфа. Ты - правитель мира. Ты способен повелевать стихиями. Но повелевать и не требуется - все замечательно отлажено, и все вокруг очень гармонично. Вмешательство в стихии и в окружающий мир не запрещено и в твоей власти. Но ты можешь случайно повредить своим вмешательством эту гармонию. Поэтому если что-то и делать, то лишь немного побаловаться - как-будто коснуться рукой по глади воды, любуясь разбегающимися от этого волнами, которые не затрагивают обитателей глубин.
В центре на вершине пирамиды - то, что называется "храмом". Логика толкает внутрь: уж тут-то тем более должен быть, по идее, пик. Первую секунду-две ничего. Лишь куда-то исчезает ощущение гармонии. Затем мощнейший негативный удар. Вокруг злость и кровь - много крови и жажда крови... Этот удар буквально выкидывает из "храма". Абсолютно чужеродная это конструкция. Не имеет она отношения к самой пирамиде. Настолько, что перед спуском вниз приходится потратить значительное время на погашение дискомфорта с помощью той самой "пирамидной гармонии".
Баланканче
Приколько. Красота пещеры несколько сглаживает физиологический дискомфорт душного, влажного и жаркого воздуха. В "главном" зале красота настолько сильна, что до мурашек ощущаешь магию места - но магию исключительно природного характера.
Остальное - либо не произвело впечатления, либо не удалось нащупать контакт. Пожалуй, несколько удивляет лишь "молчание" акамбарской коллекции...