<Считать это изображение проявлением религиозной мистерии, значит представлять древнеегипетских жрецов только религиозными фанатами, которым чужды просто наблюдения за повседневной жизнью богов, или, скорее всего наблюдать за, значимыми для них, действиями богов над посвящением, превращением, допуску к знаниям, накачкой знаниями того, кто станет жрецом, или лицом, допущенным к сотрудничеству с богами.>
В данном случае дана характеристика не только жизнеописания древних жрецов, но и богов. Однако как-то они в таком случае по простому жили, без информационных наворотов. Недавно познакомился с материалом, который мне кажется уместен в разговоре о символах вообще, о джеде в частности и об возможном устройстве общества высокоразвитых богов и древних египтян при них.
http://contr-tv.ru/print/2263
Постиндустриальный симулякр: добро пожаловать в ролевую игру
Кратко на что обратил внимание.
<во второй половине прошлого века …осознали факт начавшегося перехода от индустриального уровня развития общества к информационному. К концу 20 века, а, тем более, к настоящему времени это осознание стало практически всеобщим. Вопрос настоящего момента состоит уже не в том, реально ли информационное общество, а в том, какова его пока ещё находящаяся в становлении структура, в чём состоят те противоречия, которые определяют динамику его развития.>
Если цивилизация богов была достаточно продвинута в плане информационного развития, то и все проблемы информатизации к которым мы только приближаемся должны были уже и пройти и освоить. Так какие же особенности удалось выделить автору на нашем начальном этапе.
<По мере развития производительных сил производительность труда достигает такого уровня, на котором потребности всего общества в вещественных продуктах промышленной индустрии могут быть удовлетворены за счёт труда всё меньшей доли членов этого общества. Высвобождающиеся трудовые резервы распределяются между сферой услуг и производством информации. В результате производство информации резко возрастает. >
Итак, каковы же кризисные явления, зреющие в рамках наблюдаемого нами развития?
<Как было отмечено выше, в рамках прежних индустриальных парадигм мышления, отвечавших тогдашнему уровню развития производительных сил общества, информация рассматривалась с инструментальной точки зрения и понималась как некое знание, ценное для той или иной практической деятельности, в подавляющем большинстве случаев производственной. Иными словами, информация рассматривалась, главным образом, как технология для промышленности. По мере перехода к новому типу цивилизации это представление было опрокинуто. Информация стала рассматриваться как самодостаточная ценность, не зависящая от своей применимости в производственном процессе.>
<Это новое значение слова «информация» примечательно тем, что оно фактически выводит за пределы рассмотрения проблему смысла данной информации. Если в рамках модернистской индустриальной парадигмы информация понималась как некое знание, то теперь она обрела своего рода независимость от смысла. Смысл переносится теперь в сферу чисто субъективных и едва ли ни произвольных интерпретаций. Информация же стала некоей претендующей на объективность данностью, «вещью-в-себе», которая может быть интерпретирована бесконечным числом способов в зависимости от контекста и от установок интерпретирующего субъекта.>
<В самом деле, вполне серьёзные исследователи, далёкие от постмодернистского эпатажа, отмечают, что основное внимание сосредоточилось сегодня на технологии кодирования информации, росте её объёмов и, особенно, на развитии коммуникации, то есть на инженеринге и менеджменте информационного обмена. В то же время, вопрос содержания этой информации, её смысла, вытесняется на периферию интересов. По большому счёту, ускоряющееся и усложняющееся движение всё возрастающих информационных потоков рассматривается как социообразующий и самоценный феномен вне зависимости от наличия или отсутствия в этих потоках какого бы то ни было содержательного смысла. Главное – наладить сам процесс коммуникации, становящийся источником возникновения и роста динамической сетевой социальной структуры. Социальная роль и значение обмена информацией обнаруживает всё большую инвариантность к её контенту.>
<При этом, как метко подметил Жан Бодрийяр, утрата смысла процесса не только не останавливает этот процесс, но и повышает его эффективность: «Всё сущее продолжает функционировать, тогда как смысл существования давно исчез. Оно продолжает функционировать при полном безразличии к собственному содержанию. И парадокс в том, что такое функционирование нисколько не страдает от этого, а, напротив, становится всё более совершенным».>
<Для прежней классической науки ценность представляла именно теория, рассматриваемая как этап в познании мира и приближение к пониманию его законов. Современная же посткуновская наука определяет научную истину как соглашение научного сообщества, то есть рассматривает её в отношении не к предмету научного познания, а к социальной коммуникации сообщества учёных.>
<Если истина – это только соглашение научного сообщества, то и научный факт – это то, что данное сообщество признаёт фактом в рамках принятых в данный момент правил внутреннего социального взаимодействия. Тогда и научная статья – это тоже лишь формальный знак, обозначающий лишь рейтинг в рамках произвольных и условных правил социального взаимодействия данного сообщества и никак не соотносимый с какой-либо трансцендентной по отношению к этому социальному взаимодействию реальностью.>
<Таким образом, мы получаем представление о современном (а, тем более, будущем) научном сообществе не как о сообществе, основанном на идее познания объективного мира и проникновения в тайны бытия, и даже не как о сообществе, оформившемся в результате общественного разделения труда. Мы получаем представление о нём как о коммуникативном сообществе, сложившемся вокруг определённого информационного канала, практически инвариантно к контенту идущей по этому каналу информации. Иначе говоря, научное сообщество по сути своей есть тусовка.
Научное сообщество здесь было взято только в качестве одного из примеров. Всю приведённую выше цепь рассуждений можно повторить почти для любого иного социального сообщества, причём в большинстве случаев даже с гораздо большим основанием. Это, впрочем, простое следствие постиндустриализма. Когда для удовлетворения потребностей общества в реальных вещественных продуктах и услугах хватает лишь незначительных затрат труда, то всё остальное время становится уделом игры – то есть деятельности, заведомо необязательной, условной, надуманной и виртуальной, зато позволяющей сохранять социальную структуру и осуществлять контроль.
>
В итоге получается следующая картина
<Итак, зафиксируем несколько важных моментов. Прокачка информации по сетевым каналам выступает необходимым условием развитой коммуникации. Коммуникация, в свою очередь, является организующим фактором для сетевых социумов, приобретших явные черты тусовок или субкультур. Конкретный контент циркулирующей по коммуникативным каналам информации до определённой степени влияет на индивидуальность того или иного сетевого сообщества. Однако он совершенно несущественен с точки зрения своей основной функции – обеспечения предпосылок социальности как таковой в условиях, когда труд перестал быть объективно необходим и утратил данную функцию. Сказанное, разумеется, следует понимать как модельное упрощение. Некоторое количество труда всегда будет оставаться необходимым для жизнеобеспечения, хотя бы в форме контроля за автоматической техникой, однако объём этого реально общественно-необходимого труда стремительно снижается. Именно в этом смысле труд «исчезает», и те объёмы его, которые реально необходимы, уже не могут обеспечить общество занятием. Незанятое ничем общество – это угроза стабильности, оно взрывоопасно. Лишь очень немногие личности обладают внутренней свободой для того, чтобы употребить открывшийся безбрежный океан свободного времени на творческое саморазвитие. Подавляющее же большинство индивидов принципиально не способны к саморазвитию, и, будучи предоставлены сами себе, стремительно десоциализируются и маргинализуются, превращаясь в угрозу существованию цивилизации как таковой, но в первую очередь – для социальных групп, занимающих в ней привилегированное положение, т.е. для устойчивости элит.
Именно поэтому отчасти сознательно, отчасти стихийно выстривается система, организующая и упорядочивающая бытие оставшихся без социализирующего воздействия труда масс. Эта система включает два основных контура – индустрию развлечения и имитацию труда. При этом контура взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Имитация труда в определённой мере служит предохранителем от пресыщения развлечениями и определяет им меру и пределы. Индустрия развлечения и досуга снимает напряжение от монотонности имитации труда. Связующим звеном между контурами выступают деньги, сообразующие меру доступного развлечения с мерой участия в имитации трудовой деятельности.
>
<Суть эффективного контроля не в принуждении вопреки желаниям объекта управления. Суть контроля – в управлении самими желаниями. Социальные резервации предложены на любой вкус, и каждый занял ту, которая его устраивает, и из которой он не только не будет сам вырываться, но и будет сопротивляться любым попыткам его оттуда вытащить. Однако и сами «манипуляторы» заняли определённую нишу в рамках данной системы, которая отвечает их собственным потребностям. И в этом смысле они точно также оказались в рамках контроля системы.
>
<Раз социальное бытие человеческих коллективов переместилось из физического пространства в информационное, то поменялись и многие координаты бытия. Раньше информация о каком-то событии соотносилась с этим событием и могла быть оценена как правдивая или ложная. Теперь ситуация иная. Та или иная информация – сама по себе есть событие. Теперь быть – значит прежде всего существовать не в физическом мире, а в информационном. К примеру, как правильно организовать митинг? Так, чтобы он выглядел массовым при показе по телевидению. Какой он «на самом деле» не важно. На самом деле он именно такой, каким выглядит на экране. Своими глазами его увидят сотни, может быть тысячи. На экране его увидят десятки, а то и сотни тысяч. По своему социальному эффекту он будет именно таким, как он будет выглядеть в информационном пространстве, а не в физическом.
Отсюда вывод: грань между информацией и дезинформацией исчезла. Истинность или ложность информации при переходе социального бытия в информационный мир нечем оценивать. В рамках постмодернистского мира языковой знак обозначает лишь сам себя, а смысл текста заключён не в нём, а в контексте его прочтения. То же самое можно сказать об информации. Её бытие есть самодостаточная данность. Информация о событии – и есть само событие. То, что осталось за пределами информационного освещения, не имеет значения для социального бытия и его можно считать не произошедшим. И напротив, если что-то подхвачено информационной волной как факт, то действие этой информации не зависит от того, имел ли место факт в физической реальности. Само по себе информационное освещение уже сделало его фактом. Есть только поток информации, формирующий социальное сознание. Если два противоположных потока сталкиваются, «истина» становится категорией вероятностной, а соотношение вероятностей будет определяться соотношением интенсивности этих потоков.>
<По сути своей человек такого типа представляет собой типичное произведение постмодерна: лишённую внутреннего ядра и единства стиля произвольную эклектику, полностью зависимую от внешнего контекста.
Однако, раз есть управляемые и манипулируемые – значит есть управляющие и манипуляторы. Понятно, что это люди прямо противоположного типа, обладающие – в определённых, разумеется, пределах – независимостью от информационных потоках и волей над ними. Это люди, обладающие внутренним ядром и устойчивостью ко внешним информационным воздействием, рефлексирующие и всегда задумывающиеся над причиной возникновения у них тех или иных желаний, достаточно критичные для того, чтобы видеть в движении информационных волн не просто естественную стихию, а внутреннюю механику, которой можно управлять.
>
<Одним словом проблема власти в современном мире если не в полной, то в значительной мере сводится к эффективному менеджменту входящей и исходящей информации, к способности противостоять управляющим (дез?)-информационным воздействиям и самому их успешно генерировать.>
Если боги освоили информационные технологии, то описанные проблемы им были знакомы до тонкостей и позволить кому то наблюдать их в деле и еще в добавок воровать знания вероятно не могли позволить. Пустые головы мартышек могли быть заполнены искусственными символами, джедами, анкхами, уасами, путаными иероглифами и прочей белибердой, ничего не значащими мифами, а что бы не расслаблялись- научены имитации труда на строительстве пирамид, и в итоге были мирно превращены в совершенно управляемое стадо труд которого был для чего то в итоге совершенно не отраженное в мифах использован. Учет особенностей информационного общества вероятно надо учитывать при попытках разгадать смысл в частности джеда. За ним по сути может ничего реально не стоять, а только игровой элемент для кодирования египтян.