Теперь о змеях в Персии
В.Г. Вишнев - Древняя Русь и Иран
http://artifact.org.ru/content/view/205/4/
"В "Авесте" Трайтона (Траэтаона), великий иранский царь, победил своего предшественника – царя-змея Заххака.
У Фирдоуси царь Фаридун при помощи кузнеца Кавы победил змея Заххака, но не убил его, как в "Авесте", а велел приковать к горе Демавенд, чтобы злодей пребывал там до судного дня.
Змей Заххак, которого победили царь Фаридун с кузнецом Кавой, был не простым змеем. Поначалу он был арабским царевичем, благородным и богобоязненным юношей. Из-за этих-то его качеств его пригласили на иранский трон вместо Джамшида, легендарного царя древнего Ирана. Джамшид когда-то тоже был хорошим, при нём не было ни смерти, ни вражды, но он сильно возгордился собою. За его заявление: "Мир такой, как я его устроил", бог лишил его благодати. И царём стал Заххак. Началась междоусобица. А Заххака совратил Иблис (сатана), и у царя Заххака змеиные головы стали расти из плеч. Их нужно было кормить человеческими мозгами.
На престоле царь-змей тысячу лет истреблял иранцев, пока его свергли силы добра.
Борьба героя со Змеем – излюбленный сюжет не только иранской мифологии.
Царь-змей Заххак не имел крыльев и не дышал огнём. А "нормальные" иранские Змеи похожи на русского Змея-Горыныча. С ними активно сражаются все древнеиранские богатыри. Образ дракона – крылатого змея, занимает выдающееся место в мировом искусстве и во всех религиях. Полагают, что
Змей, он же дракон, представлял собой угрозу, которая потрясла всё человечество, коль скоро он появляется на китайском знамени, в египетской мифологии, в рельефах Ассирии и Мексики, на изображениях архангела Михаила и святого Георгия. В Библии "великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную", есть
образ твари, восстающей против Бога (
нехило, да?).
В Иране герои, победив царя-змея Заххака, приковали его к горе Демавенд, где ему суждено пребывать до судного дня. Герой германо-скандинавского эпоса бог Один тоже победил мирового Змея и заключил его в бездну до конца света.
В германской мифологии Зигфрид побеждает Змея и рубит его на куски, и примерно так же Святой Георгий разрубает своего змея. Зигфрид ещё и купается в крови убитого дракона, из-за этого его тело становится неуязвимым. Иранские богатыри Рустам и Исфандияр побеждают Змеев – драконов с помощью волшебного сундука, утыканного мечами, который драконы зачем-то проглатывают и при этом истекают кровью. Прятавшийся в сундуке герой, омытый кровью дракона, выходит из укрытия и своим мечом убивает израненного Змея."
Еще о Заххаке
http://enc.mail.ru/article/1900041218
"Захха́к (пехл.), в иранской мифологии и легендарной истории иноземный царь, узурпатор иранского престола. Образ З. восходит к авест. Ажи-Дахака, треглавому дракону, правившему в Иране после падения первого царя Йимы. В сред неиранской традиции (Меноги-и храд, V в.) царствованию Ажи-Дахака — З. соответствует правление Дахака Бевараспа и Фрасияка Тура, злых царей: однако, не будь они царями, власть досталась бы злому духу Айшме и оставалась бы у него до страшного суда, что принесло бы больше бедствий.
В «Шахнаме» З. — сын арабского царя Мардаса, совращённый дьяволом Иблисом: от его поцелуев из плеч З. выросли две змеи (позднее переосмысление трёхголовности дракона), которых нужно было кормить человеческим мозгом. Воспользовавшись грехопадением иранского царя Джамшида (авест. Йима) и призванием со стороны иранских вельмож, З. убил Джамшида, занял его трон и установил тысячелетнее (без одного дня) царствование зла. Ежедневно ему должны были приносить в жертву двух юношей, чтобы накормить змей их мозгом (благодетельные советники З. Армаил и Кармаил подменяли одного юношу овцой). Он убил праведника Атибина (авест. Атвйа, второй человек, выжавший сок хаомы), отца Фаридуна, кормилицу Фаридуна волшебную корову Бармйа (Бермайе) и т. д. Кузнец Кава поднимает народное восстание против З. и, призвав законного наследника Фаридуна, свергает тирана. З. приковывают в жерле потухшего вулкана Демавенд: по народным преданиям, звуки, доносящиеся из жерла, — стоны З. В честь победы над З., согласно Бируни, был установлен праздник осеннего плодородия Мехрган.
Иной сюжет, в котором Ажи-Дахака — З. сохраняет облик дракона, — один из семи подвигов Рустама, который убивает чудовище Аждаха, чей «язык, как дерево, рот, как пещера». Аждахары (
аждаха, аждахо), по иранским средневековым легендам, охраняют подземный клад Каруна (ветхозаветный Корей).
В таджикской мифологии аждахоры — драконы, обитающие в горных ущельях, изрыгающие из огромной пасти огонь, дым и яд; они с такой силой вбирают в себя воздух, что человек с его струёй попадает в драконью пасть.
И. С. Брагинский."
Кстати в кавказской сказке змей также -
Аждаха
http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00 ... t003.shtml
В общем, и тут горынычи