Форум Лаборатории Альтернативной Истории

Факты и гипотезы, о которых умалчивает официальная историческая наука
Текущее время: 20-08, 07:42

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 307 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 21  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-02, 21:06 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23-01, 23:03
Сообщения: 785
Bez_imeni
Спасибо за столь подробный миф. Тут еще вот что интересно:
Bez_imeni писал(а):
Вдруг видит, как идет к нему, по озерной воде ступая, прекрасная дева. Была она Владычицей Озера, и великолепный дворец ее, скрытый от глаз смертных, таился в тени прибрежной скалы.

И что же это за дворец такой, а? Интересно, интересно!
АлФизик писал(а):
В сказке про "Спящую царевну" говорится о ХРУСТАЛЬНОМ ГРОБЕ. Может саркофаг из кварцита или мрамора ?

Эта легенда присуща всем, без исключения европейским народам. Очень подробно она приведена в "Книге Коляды" Асова, но там царевен - 7. А "хрустальный гроб", на мой взгляд - некая капсула для анабиоза, криоконсервации или восстановления организма. Я об этом давно уже думаю, с тех самых пор, как впервые посмотрела "Чужих".

_________________
"То, что не убивает нас, - делает нас сильнее!" (Фридрих Ницше)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07-02, 17:22 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23-01, 23:03
Сообщения: 785
Народ! Есть идея! Сегодня за завтраком тыкала телек и натснулась на мультик "Аленький цветочек". Сказку Вы все хорошо знаете, пересказывать смысла нет, но там есть один момент, который, возможно знают не все: Эта опять же одна из сказок про Велеса (каких около 90% от общего их количества). Здесь он появляется в качестве Бога Богатства и Хранителя Леса - Лешего - Чудища лесного (как и в сказке "Финист - Ясный Сокол"). Почему? - песня отдельная и долгая, кому интересно - пусть после спрашивает. Так вот. В сказке есть две интересных вещи:
1. Волшебное колечко, позволяющее телепортироваться во дворец Чудища (бога Велеса) и обратно.
2. Собственно сам "аленький цветочек", вокруг которого крутится весь сюжет. Я, между прочим, уже много лет ломаю голову над тем: что же это такое? Ясно одно: речь вовсе не идет о неком представители растительного мира, - это аллегория или метафора, но чего именно? Возможно, речь идет о неком знании (хотя, наврядли), может это - некая ситуация, имеющая отношение к ритуалу, необходимому девушке, а возможно и некий АТРИБУТ, т.е. тех. средство. Лично у меня нет ни одной версии, т.к. я понятия не имею к чему это цветочек можно было бы привязать, как еще недавно АлФизик не знал при чем щука? Помогите мне разобраться, пожалуйста! Если есть какие-нибудь соображения - пишите.

_________________
"То, что не убивает нас, - делает нас сильнее!" (Фридрих Ницше)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-02, 20:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07-01, 16:11
Сообщения: 113
родилась у меня тут спонтанная версия, только просьба не пинать за откровенность, что если это имеет определенное отношение к посвещению девушки в женщину.
Если так, то тогда остается только разобраться является ли колечко чем то божественным или лишь народным вымыслом

Хрустальный гроб - однозначно для анабиоз... не в гранитных ли саркофагах они лежали. Помните сказку про спящую красавицу?? Я вот все толком понять не мог, КАК девица могла уколоться веретеном
Изображение
и уснуть. Причем что б она продолжила спать ее тут же запихали в гроб хрустальный... короче вывод такой, если б ее в гроб не положили б, она бы проснулась.[/img]

_________________
Каждый прав по своему, по моему прав только я


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-02, 22:20 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23-01, 23:03
Сообщения: 785
Bez_imeni писал(а):
Хрустальный гроб - однозначно для анабиоз...

Это и козе понятно! Про остальное я пока пошла переваривать. Созрею - напишу. А что на счет "Аленького цветочка"? Нет ли какой версии?

_________________
"То, что не убивает нас, - делает нас сильнее!" (Фридрих Ницше)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 09:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-02, 18:00
Сообщения: 45
Откуда: Одесса
Bez_imeni писал(а):
родилась у меня тут спонтанная версия, только просьба не пинать за откровенность, что если это имеет определенное отношение к посвещению девушки в женщину.
Если так, то тогда остается только разобраться является ли колечко чем то божественным или лишь народным вымыслом

Хрустальный гроб - однозначно для анабиоз... не в гранитных ли саркофагах они лежали. Помните сказку про спящую красавицу?? Я вот все толком понять не мог, КАК девица могла уколоться веретеном
Изображение
и уснуть. Причем что б она продолжила спать ее тут же запихали в гроб хрустальный... короче вывод такой, если б ее в гроб не положили б, она бы проснулась.[/img]


Вы веретино в руках наверно не держали? :smile:

Не будем забывать, что девица была принцессой и у нее было наверняка новое веретено... а не такое старое и зачуханное... :wink: может из каких-нибудь ценных материалов (слоновая кость... ценные породы дерева ... инкрустации драгоценными металлами и камнями)...
а чтобы веретено хорошо вертелось ... кончик его должен быть острым... смазать его ядом не составляо особого труда... ну а дальше все "дело случая"... :wink: :grin:

_________________
МИР - ДРУЖБА - ЖВАЧКА!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 11:49 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23-01, 23:03
Сообщения: 785
Айси писал(а):
Не будем забывать, что девица была принцессой и у нее было наверняка новое веретено......
а чтобы веретено хорошо вертелось ... кончик его должен быть острым... смазать его ядом не составляо особого труда...

Имеет смысл! Но я все сейчас подытожу.
Bez_imeni писал(а):
что если это имеет определенное отношение к посвещению девушки в женщину.

Я созрела!
Здесь можно раасматривать 2 версии: ритуальную и технологичесую. При чем, не следует забывать, что этот сюжет присутствует не только в этой сказке, а очень во многих мифах различных народов и многие обстоятельства в них меняются, но есть и неизменные. Перечислим их:
1. Когда принцесса родилась, ее отец созвал на смотрины разных богинь (фей, волшебниц). Не позвал только одну. Те, кого пригласили, желали принцессе всего хорошего и предсказывали счастливую судьбу, а та, которую не пригласили, явилась сама и предрекла ей смерть от укола (веретеном), по дстижении ею совершеннолетия. (Веретено здесь в скобках - потому, что о самом веретене упомянается не везде).
2. Испугавшись этого отец запретил прясть во дворце (т.е. нигде в окружении самой принцессы ничего похожего на веретено не было! Разве это характерно для традиционного деревенского, да и вообще, древнего, уклада жизни?)
3. Когда принцесса достигла совершеннолетия, она (О Д Н А !) отправилась в ЗАПРЕТНУЮ башню и там встретилась с той самой богиней, которая нарекла ей несчастную судьбу.
4. ИМЕННО ЭТА БОГИНЯ и дала ей то самое веретено!
Кроме того, есть еще несколько интересных фактов, относительно обрядовых традиций:
1. С древних времен существуют обряды (как для мужчин, так и для женщин), связанные с посвящением в ДУХОВНЫЙ САН (в монахи, жрецы, принятие некой веры и т.д.), но они крайне редко связаны с членовредительством. Обрезают волосы, наносят татуировки (иногда даже болезненные), но не более того! Единственным искличением в этом списке является обряд "обрезания", да и тот относится исключительно к мужчинам. К женщинам подобные варварские методы нигде и никогда не применялись (ну, разве что кожу чуть-чуть порежут, да и то на лице, руках или спине. Но половые органы не трогали никогда!)
2. У многих народов традиционно существовал специальный обряд посвящения юноши в мужчины. Он назывался "обрядом ИНИЦИАЦИИ".
3. Для женщин у всех народов существовал единственный обряд посвящения девушки в женщину и назывался он СВАДЬБА! После которой нужно было "плодиться и размножаться", а не впадать в летаргию или умирать!
Можно, конечно же, предположить, что здесь речь идет о том, как некая принцесса, выйдя замуж, не смогла пережить такой стресс и впала в спячку, как бывает иной раз. Но! Где тут ЖЕНИХ? За кого она замуж выходила? За фею, что ли? (Если Вы имели в виду это, то мне просто стыдно за Вас! :oops: :lol: Тю! Извращенец!) И вообще, неужели печальная судьба некой уж больно чувствительной девицы настолько актуальна, что о ней все европейские народы слогали легенды и веками их своим детям пересказывали? Представьте себе ситуацию, как ваши правнуки рассказывают своим правнукам о нелегкой судьбе рабыни Изауры, что бы не дай Бог не забыть!!!
В старину всех, кто впадал в летаргию хоронили (сжигали или закапывали), а вовсе не сохраняли. И если здесь описан простой и обычный ритуал, то откуда тут затесался ХРУСТАЛЬНЫЙ ГРОБ и пробуждение через века?
Если же посмотреть на все с точки зрения технологий, то все становится на свои места! Гроб - капсула для анабиоза, укол - анастезия (как на операции, т.е. ПОЛНАЯ), веретено - специальный шприц, только внешний вид у него такой (потому-то их и не было во дворце, где жила принцесса! ТЕХНОЛОГИИ БОГОВ!).
С этой точки зрения, весь сюжет отлично вписывается в Скляровскую концепцию жертвоприношений! В семье "благородных людей" (читай - полукровок) родилась девочка. Богини собрались на нее посмотреть. Смотрят: красавица! А, значит, - хороший генетический материал! Таких-то нам "в жертву" и нужно! Девочка подросла, созрела, а богиня пришла и забрала ее! Вот и все!

_________________
"То, что не убивает нас, - делает нас сильнее!" (Фридрих Ницше)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 12:02 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23-01, 23:03
Сообщения: 785
Забыла конец истории дописать. После этого прошли века. И вдруг в ЗАПРЕТНЫЙ ДЛЯ ПРОСТЫХ СМЕРТНЫХ ГОРОД случайно забрел добрый молодец. Смотрит: в капсуле девица-красавица лежит! Он кнопочку нажал, крышечку открыл - девица и проснулась! Он ее вытащил от туда, забрал с собой и женился! Так что эта история о единичном случае чудесного возвращения одной из тысяч принесенных в жертву в мир людей! Очередной вариант сказки о "чудесном воскрешении из мертвых"!

_________________
"То, что не убивает нас, - делает нас сильнее!" (Фридрих Ницше)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 12:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-07, 16:18
Сообщения: 41
Веретено - атрибут пряхи. Пряхи, по крайней мере, у арийских народов, это богини судьбы: Мойры, Парки и т.д.
В русском фольклоре таковыми являются три бабы-яги - все они пряхи-сестры. Добру молодцу они поэтому дают в качестве путеуказателя не компас, а клубок. Об этом здесь http://history-ryazan.ru/node/2789 во второй главе.
А на счет хрустального гроба - можно, конечно, сказать, что это какая-то криокамера, но по-моему все проще. не может ли это быть банальная ледяная глыба? Найдите через поисковик "Алтайская принцесса" и почитайте как хранилось ее тело...

_________________
Будет больно!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 13:12 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23-01, 23:03
Сообщения: 785
Berkana писал(а):
Веретено - атрибут пряхи. Пряхи, по крайней мере, у арийских народов, это богини судьбы: Мойры, Парки и т.д.
В русском фольклоре таковыми являются три бабы-яги - все они пряхи-сестры. Добру молодцу они поэтому дают в качестве путеуказателя не компас, а клубок

Да я в курсе! Но мы же здесь, вроде как, про технологии говорим или что? А про клубок - отдельная тема.
Berkana писал(а):
А на счет хрустального гроба - можно, конечно, сказать, что это какая-то криокамера, но по-моему все проще. не может ли это быть банальная ледяная глыба?

И как Вы себе представляете отмораживание и оживление из ледяной глыбы? Что-то я не припомню, чтобы "Алтайская принцесса" встала и пешком домой пошла, да еще и замуж после этого вышла!

_________________
"То, что не убивает нас, - делает нас сильнее!" (Фридрих Ницше)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 14:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07-01, 16:11
Сообщения: 113
sirin2009 писал(а):
Для женщин у всех народов существовал единственный обряд посвящения девушки в женщину и назывался он СВАДЬБА! После которой нужно было "плодиться и размножаться", а не впадать в летаргию или умирать!

я же про цветочек аленький говорил... :-( Но раз уж мы сейчас по спящей красавице...
http://www.kostyor.ru/tales/tale39.html
если кому интересно, то по ссылке можно прочитать сказку, кстати в том варианте, что я нашел прЫнцеса спит в постели, а хоронили ее в лучших традициях того времени - со свитой, лошадьми и дом. утварью.
А вот уж где точно у нас есть хрустальный гроб, так это Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях.

Ниже весьма любопытная статья (источник - http://nevmenandr.net/scientia/nazirov-crystal.php), возможный источник легенд и сказок, как всегда "божественен", читайте не пожалеете

Р. Г. Назиров
Хрустальный гроб:
Фольклорно-этнографические истоки
одного пушкинского мотива

Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

Всем известна эта возвышенно-печальная картина: в горной пещере, подвешенный на чугунных цепях к шести столбам, колышется хрустальный гроб, и в нем неподвижно покоится красивейшая девушка в мире.

В своей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкин почти ничего не выдумал — он использовал мотивы фольклора, главным образом русской сказки, записанной им в Михайловском со слов Арины Родионовны. Конец записи Пушкина таков: «Мачиха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп, и проч.» Это широко известная сказка «Волшебное зеркальце» (или «Мертвая царевна»), AT 709. Целый ряд ее вариантов приведен в классическом сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки», но варианты этого сюжета есть и в других сборниках. Так, например, «Великорусские сказки в записях И. А. Худякова» содержат сказку «Падчерица» (№45) — вариант «Мертвой царевны». Там красавица надела рубашку и «упала мертвая». Разбойники, ее названные братья, хоронят ее в хрустальном гробу, привязанном серебряными цепями к дубу в лесу. «Подвесили гроб на дуб, прикрепили довольно крепко, чтобы ветром не снесло», детализирует рассказчик, от которого И. А. Худяков записал эту сказку в рязанской деревне Жолчино1.

И во всех вариантах — хрустальный гроб, чаще всего подвешенный на деревьях. В гробу — мертвая, но нетленная красавица: кажется, будто она спит. Влюбленному юноше удается ее пробудить от долгого сна, вырвать у смерти. Смысл сюжета — торжество любви над смертью.

Сюжет AT 709 известен многим народам, оригинально обработан в «Тысяче и одной ночи», в «Пентамероне» Джамбатисты Базиле, в драме Шекспира «Цимбэлин». Огромную популярность . снискала немецкая версия — «Белоснежка и

84

семь гномов» (Гримм, 53). немецкая Шнеевиттхен (Белоснежка) сюжетно синонимична невинно гонимой падчерице русских сказок.

в сказках типа AT 709 отразились древние обычаи человечества, в частности погребальные обряды.

Со времен верхнего палеолита погребения носят следы определенного ритуала. Эти обряды определялись суеверным страхом перед умершим и в то же время заботой продлить его жизнь после смерти, сохраняя его тело. Собственно сама смерть мыслилась как особая форма жизни. Вера в то, что душа усопшего будет жить, пока сохраняется тело, породила обычаи консервации трупа; была разработана техника предохранения трупов от разложения.

Кроме того, люди стремились, чтобы покойник сохранял жизнеподобный вид, или заменяли (совмещали) консервацию покойников созданием их портретных изображений (погребальных масок, надгробных статуй и т.д.). Разумеется, последнее относится к более развитым культурам. Аборигены Австралии высушивали трупы умерших. Мумификация трупов наивысшего развития достигла в древнем Египте, но существовала также в Эфиопии, в Пальмире, на Канарских островах, у перуанских инков, в доколумбовской Мексике и т.д.

Геродот в своей «Истории» описал погребальный обычай кушитов (жителей Эфиопии) в VI в. до н.э.: «Сначала тело покойника высушивают по египетскому способу или как-нибудь иначе. Затем его покрывают гипсом и со всех сторон разрисовывают красками, так что мумия по возможности правильно передает черты умершего. Наконец, мумию помещают в полый столб из прозрачного камня… Находящаяся внутри столба мумия ясно видна, но не распространяет дурного запаха и вообще не производит отталкивающего впечатления. При этом мумия выглядит совершенно похожей на покойника. Целый год родные покойника держат этот столб в доме, предлагают ему долю при каждом угощении и приносят жертвы. Затем столб с мумией увозят и ставят за городом»2.

В этом описании особенно любопытна художественная имитация жизни, «гримировка» мумии. У египтян эта тенденция еще более усилилась: мумию фараона заключали в портретный саркофаг; на нем было нарисовано лицо покойника с открытыми глазами (иногда саркофаг имел золотую маску с лицом фараона). В более скромных египетских погребениях в гробу против глаз мумии проделывали два отверстия, чтобы покойник мог видеть солнце.

В Вавилоне, в отличие от Египта, предпочитали близость покойника и сохранение его собственного вида, а не художественную имитацию. «Покойников вавилоняне погребают в меду», писал Геродот На деле же в Вавилоне тела умерших пропитывались полупрозрачной ароматической смолой (бальзамом) или обмазывались воском. Бальзам был похож на густой мед, воск получают вместе с

85

медом; из смешения этих образов возникло представление о «погребении в меду».

Через столетие после смерти Геродота македонские фаланги разрушили Персидское царство. Но Александр сделал Вавилон столицей своей огромной державы и стремился повенчать греческую культуру с персидской, впитавшей многие вавилонские традиции.

В 323 г. до н.э. величайший завоеватель древности умер. Тело его было поручено заботам египетских и халдейских бальзамировщиков, которые «очистили тело, наполнили его благовониями и положили на золотое ложе»3, Тотчас после смерти Александра вспыхнула борьба диадохов, и великая держава распалась. Птоломей, завладев телом Александра, перевез его в золотом гробу к себе а Египет. Сначала оно находилось в Мемфисе, а через несколько лет Птоломей перевез его в Александрию.

Восточная часть этой молодой столицы называлась Брухейон. Здесь находились окруженные садами дворцы Птоломеев, храмы, знаменитый Мусейон с величайшей в мире библиотекой. Но исключительное место занимала Сома; — усыпательница Александра, который лежал здесь в хрустальном гробу, доступный непосредственному обозрению.

Иллюзионное сохранение тела Александра имело огромный политический и идеологический смысл. У других диадохов были фаланги и слоны, но не было Александра. А в столице эллинистического Египта нетленно спал великий царь-основаталь, и Птоломеи могли в любую минуту «предъявить» его миру. Тем самым они свидетельствовали, что являются единственно законными преемниками Александра, величие которого неоспоримо. Обладание трупом великого царя выступило как санкция законности династии. В этом не было никакой логики, но за Птоломеев была живая мистика обряда: Сома привлекала благоговейные взоры мира и помогала бездарной династии около трехсот лет сохранять власть над Египтом. Александрия действительно была центром эллинизма, этого удивительного слияния культур, которое оказалось главным следствием завоеваний Александра,

В I веке до н.э., в смутах, сопровождавших крушение Римской республики, возвысился идумейский авантюрист Ирод, друг Октавиана Августа. В 40 г. до н.э, римский сенат объявил его царем Иудеи. Народ этой страны ненавидел Ирода, как узурпатора, и презирал, как идумеянина. Пытаясь сделать свою власть несколько более приемлемой для иудеев, Ирод ввел в свой гарем красавицу Мариамну, принадлежавшую к угасшему царскому роду Асмонеев. Ее в стране признавали законной царицей.

86

Но преимущество крови стало причиной и ее гибели. Во время одного политического кризиса Ирод произвел чистку в собственном семействе и ликвидировал большинство своих жен и детей как потенциальных кандидатов на трон. Одной из первых жертв пала Мариамна. Поскольку Ирод любил ее, он не стал хоронить ее в пещерном склепе по обычному иудейскому обряду, а положил в гранитную раку и «залил медом» (см. выше об этом способе). Тело Мариамны сохранялось нетленным, ее можно было видеть, и вдовец приходил поплакать над ней, ибо палачи бывают чувствительны: убивают людей и при этом жалеют самих себя.

Иллюзионное сохранение покойников широко распространилось в Римской империи, хотя, конечно, ограничивалось только высшими слоями общества. В то же время оно не подобало высоким должностным лицам — римское трупосожжение было для них обязательным, как бы они ни были эллинизированы и ориентальны в своем быту. Они жили и умирали, как персидские сатрапы, но хоронили их как римлян.

И, однако, интересующий нас обычай проник в Рим, доказательство чего потрясло Европу через четырнадцать веков.

В понтификат римского папы Иннокентия VIII (1484–1492) на Аппиевой дороге, близ знаменитой круглой гробницы Цецилии Металлы, ломбардские землекопы наткнулись во время каких-то работ на древнеримский саркофаг. Примчавшись к месту находки, римские гуманисты прочли на саркофаге надпись: «Юлия, дочь Клавдия». Внутри обнаружили покрытый воском труп девушки лет пятнадцати, как будто спящей. Пораженным римлянам казалось, что она дышит, что на щеках ее сохранился румянец жизни: в таком великолепном состоянии был труп. Несметная толпа не отходила от гроба, восхищаясь ее красотой и сохранностью. Папский хронист Инфессура утверждает, что на нее приезжали посмотреть люди из далеких стран.

Папе Иннокентию VIII донесли, что народ поклоняется мертвой язычнице. Папа испугался и приказал ночью, тайно, похоронить девушку у Пинчианских ворот Рима.

Об этом случав очень много рассказывали в Европе. Не исключено, что история с открытием тела Юлии, дочери Клавдия, каким-то образом повлияла на судьбы сказочного сюжета о Белоснежке (Мертвой царевне). Но в славянской версии сюжета традиция иллюзионного сохранения усопших слилась с отражением иного, более архаического обряда — так называемого «воздушного погребения».

До недавних времен аборигены Австралии, некоторые племена индейцев Северной Америки, некоторые народы Сибири и монголоязычные племена оставляли покойников на деревьях, специальных помостах и т.д. Этот обычай

87

имел целью быстрое уничтожение трупов птицами. В прошлом чеке одного из вождей племени мусквакки в штате Айова привязали ремнями к ольхе на высоте семидесяти футов; там покойник должен был оставаться два года — до повторного захоронения.

Этот обычай еще в древности был известен и индоевропейским народам. Его заимствовали древние персы; в созданной ими зороастрийской религии воздушное погребение постепенно сделалось единственным и сохранилось до наших дней в виде знаменитых «башен молчания».

Зороастризм не был исконно иранской религией. Древние персы хоронили покойников в земле. Последователи Зороастра считали такой способ захоронения «осквернением земли», а трупосожжение — «осквернением огня»: они оставляли трупы под открытым небом на растерзание зверям и птицам. Академик В. В. Струве писал об этом: «Обычай магов оставлять своих мертвых на растерзание животным восходит, несомненно, к способу погребения древних каспиев, живших на южном побережье Каспийского моря». И далее В. В. Струве цитирует Страбона: «Каспии, убив голодом лиц старше семидесяти лет, выносят их в пустынные места, при этом издали наблюдают: если покойник будет стащен птицами с носилок, то его считают блаженным, если же зверями или собаками, го его менее (почитают), если же никем, то его считают несчастным»4.

Такая градация вполне понятна: ведь птицы считались представителями небесного царства. Стремясь к символическому вознесению покойников, многие народы, практиковавшие «воздушное погребение», стали помечать трупы на деревья, возвышения, помосты, башни, делая их доступными только для птиц. Этот обычай и был канонизирован зороастризмом.

Но воздушное погребение, как явствует из сказанного выше, отнюдь не было монополией Ирана.

Погребальные обычаи древних славян отличались большим разнообразием. В частности, для некоторых славянских народов было характерно вторичное захоронение, при котором погребение часто служит предварительным этапом.

Во всяком случае, о восточнославянском фольклоре «встретились» два противоположных погребальных обряда: иллюзионная консервация трупов, о которой славяне могли узнать от греков и которая была свойственна высокоразвитым цивилизациям Передней Азии, Египта, Рима, и более архаическое погребение на деревьях, типичное для Сибири, Австралии и Северной Америки Из слияния этих двух традиций в сказочном сюжете возник мотив хрустального гроба, прикрепленного золотыми или серебряными цепями к двум соснам, дубу и т.д.

88

Сам же сюжет AT 709 имеет древнее мифологическое происхождение. В двух песнях Старшей Эдды повествуется о том, как Сигурд избавил от ниспосланного Одином сна прекрасную валькирию, которая в одной песне носит имя Сигрдриза, в другой — Брюнхильд

Могучий Один за непослушание усыпил свою дочь на вершине холма, окружив ее огненным кольцом, с тем, что только отважный герой, который решится перепрыгнуть через это кольцо, разбудит ее и сделает ее своей женой. Сигурд разбудил Брюнхильд от магического сна и обручился с ней, но потом забыл ее ради Гудрун. Как известно, все это очень плохо кончилось.

Сказка AT 709 сохраняет мотив магического сна и мотив жениха-избавителя, но сама причина сна иная: колдовство мачехи-ведьмы, преследующей царевну (Белоснежку). Как и положено, сказка завершается счастливым финалом,

Пушкин несколько отступил от записанного им варианта русской сказки: в его сказочной поэме гроб подвешен внутри пещеры. Но великий поэт ни на йоту не отступил от самого главного в сказке: от ее жизнеутверждающего финала.

Магический сон валькирии — это отцовское наказание с перспективой точно обусловленного пробуждения. В сказке магический сон напоминает смерть, и спящей царевне не предречен избавитель. Тем самым, в сказке возникает тревожная напряженность. Приход жениха-избавителя не предсказан и в определенной мере чудесен: в нем есть элемент счастливой неожиданности. Финал обладает обаянием светлой мечты, он изображает чудесное избавление от смерти, что соответствует древней вере в возрождение умерших.

Древние народы, практиковавшие консервацию трупов, первоначально, по-видимому, верили в возможность возвращения усопших к жизни. В их понимании жизнь и смерть были не столь строго разграничены, как в нашем сознании. Поддержанию жизни в покойнике служило и «кормление» его, иногда в течение года, но обычно сорок дней (у древних германцев — тридцать). Подобные представления не чужды и античной Греции, что хорошо видно в «Одиссее» : немые души Аида, напоенные свежей, горячей кровью жертвенного барана, на какое-то время обретают способность говорить. Это их «частичное воскресение».

Мы и по сей день испытываем странное удовлетворение, читая эпизод «пробуждения» мертвой царевны — все равно, в «Белоснежке», в сказках или у Пушкина. И это не только эстетическое удовольствие: гораздо большее значение имеет то, что мы и сегодня неосознанно мечтаем о реальной победе над смертью.

_________________
Каждый прав по своему, по моему прав только я


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 14:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-07, 16:18
Сообщения: 41
sirin2009 писал(а):
И как Вы себе представляете отмораживание и оживление из ледяной глыбы? Что-то я не припомню, чтобы "Алтайская принцесса" встала и пешком домой пошла, да еще и замуж после этого вышла!

:lol: :lol: :lol:
Видимо, работающая криогенная камера из которой ежедневно "принцессы" вымораживаются у Вас в прихожей стоит?! Ночью, когда в туалет пойдете коленкой не ударьтесь!

_________________
Будет больно!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 15:42 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23-01, 23:03
Сообщения: 785
Berkana писал(а):
Видимо, работающая криогенная камера из которой ежедневно "принцессы" вымораживаются у Вас в прихожей стоит?! Ночью, когда в туалет пойдете коленкой не ударьтесь!

Кабы стояла бы, я бы тут с Вами не трещала, а денежки загребала бы, да по островам ездила.
Bez_imeni
Я просто СНАМИЮ ШЛЯПУ перед Вами за столь титанический труд! И позвольте высказать Вам несказанную благодарность за то, что Вы так подробно описали здесь столько различных вариантов похоронных обрядов, о которых я сама уже не первый год думаю, но описывать которые здесь пока не решалась, по причине нежелания выполнять сей титанический труд и не знания того, куда же именно все это можно заткнуть. Добавить могу только то, что мумификацию повсеместно использовали еще чернокожие племена жителей центральной Сахары, которые тоже поклонялись звероголовым богам и тоже украшали свои мумии, а так же то, что, все же, "похороны на костре" в древности носили куда более распространенный характер, нежели мумификация, вплоть до распространения христианства.
Но есть 3 вопроса:
1. Я основывалась не только на Пушкине и братьях Гримм, а еще и на других европейских легендах. При чем, сказка с веретеном и сказка о злой мачихе (где фигурируют 7 гномов) - это не одно и тоже. Есть еще легенда о Плеянках и т.д.
2. Во всех легендах оживление принцессы (а иногда и нескольких принцесс) является не мечтой, а таким же свершившимся фактом, как и все остальное. Так, что, если предположить, что речь идет о похоронном обряде, то упомянание об оживлении и, тем более, - свадьбе совсем не к месту. В "Сказании о Купале и Костроме", например, все умерли и никто воскресать не собирался.
3.Вы пишите: "Сам же сюжет AT 709 имеет древнее мифологическое происхождение. В двух песнях Старшей Эдды повествуется о том, как Сигурд избавил от ниспосланного Одином сна прекрасную валькирию, которая в одной песне носит имя Сигрдриза, в другой — Брюнхильд

Могучий Один за непослушание усыпил свою дочь на вершине холма, окружив ее огненным кольцом, с тем, что только отважный герой, который решится перепрыгнуть через это кольцо, разбудит ее и сделает ее своей женой. Сигурд разбудил Брюнхильд от магического сна и обручился с ней, но потом забыл ее ради Гудрун. Как известно, все это очень плохо кончилось."
Но так кем все эти ребята были-то? БОГАМИ! Вот и не было у них проблем с технологиями!

_________________
"То, что не убивает нас, - делает нас сильнее!" (Фридрих Ницше)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 17:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 14-11, 00:56
Сообщения: 283
Откуда: RU
Цитата:
...они оставляли трупы под открытым небом на растерзание зверям и птицам...
Возможно, что они верили в реинкарнацию. С частичкой плоти перенос духа в новое тело. У катаров, к примеру, поэтому было запрещено убивать зверей и птиц, и их есть мясо(можно только рыбу).

Цитата:
...Веретено - атрибут пряхи. Пряхи, по крайней мере, у арийских народов, это богини судьбы: Мойры, Парки и т.д.
В русском фольклоре таковыми являются три бабы-яги - все они пряхи-сестры....

Цитата:
..2. Испугавшись этого отец запретил прясть во дворце (т.е. нигде в окружении самой принцессы ничего похожего на веретено не было! Разве это характерно для традиционного деревенского, да и вообще, древнего, уклада жизни?) ..

Запрет прясть. Похоже "ткачество" действительно связывали с колядовством. Инквизиция ср.веков преследовала именно "ткачей"... И русской сказке оболгали и изгнали именно ту, которая "..для батюшки царя, НАТКАЛА бы полотна..."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 20:33 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23-01, 23:03
Сообщения: 785
АлФизик писал(а):
У катаров, к примеру, поэтому было запрещено убивать зверей и птиц, и их есть мясо(можно только рыбу).

Катары - это одна из форм, так называемых, средневоковых "ересей". А все эти ереси стремились приблизить христианскую концепцию к традиционным верованиям, добиваясь некого паритета, и нередко вплетали в себя множество обрядов, убеждений и концепций более древних культур, в том числе и зорастрийских. Так что...
АлФизик писал(а):
Запрет прясть. Похоже "ткачество" действительно связывали с колядовством. Инквизиция ср.веков преследовала именно "ткачей"...

К сожалению, мой друг, "святая инквизиция" преследовала далеко не только ткачей, а любое инакомыслие и в ЛЮБОЙ ФОРМЕ! Что же до связи ткачества и колдовства - то, на сколько мне известно в деревнях колдунами считали практически всех ремесленников по той простой причине, что, во-первых, трудно себе представить, что другой, на первый взгляд такой же как ты человек, может делать нечто намного лучше тебя; а во-вторых, с древних времен любая деятельность (а особенно ремесленничество) всегда сопровождалась предварительным "задабриванием" покровительствующих богов.
Запрет же на прядение, упомянутый в мифе, распростронялся исключительно на окружение принцессы, что (при традиционном подходе) означает всего-навсего лишь то, что во дворце пряжу не прядут - для этого есть и другие места.

_________________
"То, что не убивает нас, - делает нас сильнее!" (Фридрих Ницше)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-02, 13:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-07, 16:18
Сообщения: 41
Вчера попалась на глаза книжка "Мифы древней Греции". В "Аргонавтике" есть момент, когда Афродита посылает Эрота дабы тот влюбил Медею в Язона. В награду она обещает ему "погремушку Зевса". "Погремушка" представляет собой "сферу с кольцами" и способна летать по воздуху. Какие про нее будут мнения у уважаемых мозговых штурмовиков?

_________________
Будет больно!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 307 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 21  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB