Джхути писал(а):
Цитата:
Nailster: 17-06-2008, 09:47
1. Почему этот "сундук" охватывает только голову Осириса?
С чего Вы взяли, что ""сундук" охватывает только голову Осириса"? Насколько можно рассмотреть, верхний ремень, стягивающий "сундук", расположен в нижней части головы, остальные три охватывают тело Осириса почти до пояса.
Посмотрите на первую страницу этой ветки, на изображения в хранилище ЛАИ, на изображения зафиксированные Сведенборгом - везде блок шайб располагается только выше плечей, потому что руки у Осириса на изображениях
всегда свободны. Выше плечей у человекоподобных фигур располагается, обычно, только шея и голова.
Если считать Осириса антропоморфным, то шайбы- путы охвавтывающие сундук, который надет поверх туловища как труба, котрый сундук запихнут в дерево (
просто Кощей Бессмертный какой-то )... Короче, эти шайбы надеты на голову Осириса, которую, венчает его высокий семейный головной убор.
Джхути писал(а):
Цитата:
2. Почему путы, охватывающие сундук, резко выдаются за границы самого тела? Это особенные "египетские путы", напоминающие шайбы?
Как видно из рисунка, Джед-столб представляет из себя деревянную колонну, а не стеклянный гроб. Поэтому Вы вправе были спросить: "Это что, особенное "египетское дерево", просвечивающееся, как стекло?". Естественно, это условность, которую допустил художник для того, чтобы показать, что внутри столба находился Осирис. Другой условный прием художник применил при изображении ремней, стягивавших сундук. Этот прием довольно распространен в древнеегипетском искустве. Например, при изображении осла, везущего поклажу, поклажа изображается с двух сторон от осла, т.е. художник изображает не то, что он непосредственно видит, а осла и "развертку" поклажи. В данном случае, надо полагать, художник изобразил столб и развертку стягивающих его ремней. Поэтому ремни "резко выдаются за границы самого тела".
Не кажется ли Вам, что слишком много условностей и схематических допущений в таком, в общем-то, простом деле: изображении связанного человекоподобного существа?
Просвечивающее дерево,
которое совсем никак не заметно, вокруг которого опутанны шайбы... Самого Осириса внутри этого мотка не видно. Художник допустил, чтобы было не видно лица бога, ради того, чтобы достойно отобразить путы? Где это виданно - бог без лица?! Уж не иудей ли он? При чём информативный разворот фигуры нагруженного осла к приёму отображающему путы как жёсткие перекладины? Это уже кубизм. Вы приписываете такие новшества гравёру, рисующему второго бога в общеегипетском пантеоне? Имхо, это примерно то же самое, что изобразить Богоматерь в виде гимнастки с кеглями
.
Вы пишете: "В данном случае, надо полагать"...
Можно добавить: "в некотором смысле, в определённом разрезе"...
Неубедительно.
Цитата:
Где-нибудь ещё кроме обсадных шайб джеда встречаются в египетской иероглифике такие рельефные ремни \ верёвки?
Джхути писал(а):
Очень похожие есть на верхушке жезла Хонсу (бог-луна, наименее важный член фиванской триады). Похоже, что там они скрепляют отдельные части из которых состоит верхушка жезла. "Шайб" тоже четыре, как на Джед-столбе. Кстати, обычные бочки тоже скрепляются четырьмя обручами. Не от Осириса ли эта традиция?
То есть опять столб. Или жезл, если Вам угодно. А что Хонсу тоже попадал\а в неприятную ситуацию со связыванием и бросанием в пучину? Обычные бочки скрепляются столькими обручами, сколькими требуется по технолгии:
Цитата:
3. Если символ джеда выражает стремление Осириса к свободе, то почему путы не разорваны? Осирис оторвал себе голову и так освободился от сундука? (Последний вопрос серьёзен. С расчленённкой в египетских и вообще ближневосточных мифах я знаком.)
Джхути писал(а):
Вообще то, деревянный столб Джед является фетишем и символом Осириса. При чем тут стремление его к свободе? Тем более, что на фресках до освобождения Осириса из сундука дело не дошло, потому что первая изображает следующий момент мифа:
"А через некоторое время царь Гебала Малакацр, прогуливаясь, увидел прекрасное дерево и повелел его срубить и сделать из него колонну для своего дворца".
На второй:
"Исида без труда вырвала вересковую колонну из земли, разрубила древесину и извлекла сундук. Она припала к нему лицом и так пронзительно закричала, что младший царский сын не вынес её крика и тут же умер... С тех пор деревянный столб Джед является фетишем и символом Осириса."
Я уже писал об этом:
http://lah.flybb.ru/topic1838-75.html
Т.е. Осирис так и остался быть заточённым в бочке? Умели боги делать вещи! Почему колонна - вересковая, мне не совсем понятно, но получается, что, судя по фрескам \ легендам, Осирис это бог Бездны с невидимым лицом... Любопытные аналогии возникают.